Своими познаниями в древнеперсидских делах мы обязаны тщеславию Ахеменидов: расшифровать клинопись долгое время не удавалось, однако учёные смогли выяснить, что тексты с упоминанием царей всегда содержат полную титулатуру и построены по одинаковой схеме - я, такой-то, царь царей, сын такого-то. Следовательно, имена можно вычленить и определить, получив таким образом ключ к расшифровке. Большим подспорьем для специалистов оказалась знаменитая Бехистунская скала, где все достижения Дария I были высечены на трёх языках. Занятно, что скептики долгое время не верили в успех мероприятия, пока четырём учёным по отдельности не дали для расшифровки один и тот же текст, и у всех получилось независимо друг от друга примерно одно и то же.

Музей, кстати, платный, 5000 реалов с человека; билет входил в стоимость экскурсии, а за право фотографировать плату не берут, так что можно пощёлкать кое-какие экспонаты. Лично мне больше всего запомнились глиняные трубки, предназначенные для устройства водопровода, очень напоминающие современные конструкции, вставляющиеся одна в другую. Вот и персидские образцы чуть шире с одной стороны и чуть уже с другой, так что с их помощью можно было формировать длиннющий трубопровод, чтобы доставлять воду из резервуаров в горах. Мы чуть позже проходили по руслу для сбора воды, когда поднимались на возвышенность чтобы осмотреть панораму  местности и увидеть скальные рисунки, изображающие великие события жизни Персидской империи.

Деяния и в самом деле были хоть куда, не зря же держава Ахеменидов умудрилась покорить такие обширные пространства и установить на завоёванной территории свои порядки. Впрочем, как сообщает нам Карим, вторя в этом специалистам, персы вовсе не требовали от подвластных народов перехода в новую веру или изменения уклада жизни. Напротив, персидская администрация сохраняла местные законы и обычаи, системы мер, письменность, язык и т.п., в ряде случаев предоставляя городам и областям автономию. С другой стороны, все важнейшие государственные должности занимали исключительно представители титульной знати, не позволявшие чужакам подниматься по служебной лестнице.

Складывалось интересное положение: сдавшиеся персам народы могли рассчитывать на участие в хозяйственной жизни гигантского государства, на защиту армии и на обеспечение правопорядка - уж что-что, а законы в Персии соблюдались достаточно жёстко. Современники утверждали, будто девственница может пройти страну из конца в конец, и ей не причинят ни малейшего ущерба; не последнюю роль играли тут суровые наказания, и, читая хроники исторических событий, то и дело натыкаешься на фразы "посадили виновников на кол", "отрезали уши и нос, после чего посадили на кол", ну и так далее. Или вот, например, некий старик попросил во время призыва оставить ему хотя бы одного сына из трёх. Царь велел оставить просителю всех троих - и их оставили. Мёртвыми.

В другой раз Дарий I соригинальничал, вознаградив вылечившего его от вывиха лекаря-раба так: велел снять с того железные кандалы и заменить их золотыми... Шутник...

С проделкой Дария связана и не больше не меньше как история восшествия его на престол. Дело в том, что сын Кира Великого Камбиз отправился покорять Египет и по ходу дела скончался, не оставив наследника, чем воспользовался некий жрец Гаумата, выдававший себя за младшего брата покойного царя. Дарий и ещё шестеро представителей высшей аристократии разоблачили самозванца, после чего встал вопрос, кому же сесть на трон. Было решено устроить а следующее утро сбор победителей, и чья лошадь первой заржёт, тому и достаётся корона. Дарий вроде как поделился планами коллег со слугой, который быстренько пригнал хозяйского коня на нужное место, заодно раздобыв и кобылу. После совместной прогулки жеребец запомнил место, так что поутру заржал сразу по прибытии в пункт сбора, что обеспечило Дарию победу...

Хотя вся эта история сильно смахивает на вымысел, приходится признать, что иные версии не подкреплены никакими доказательствами; даже то, что мы можем установить по текстам Бехистунской скалы, всё равно есть россказни самого Дария, а уж ему ничего не мешало изложить события так, как хотелось. Вон, в конце концов, на барельефах корону царю вручают лично боги, и никуда против этого факта не попрёшь - что высечено в скале, то уж на века.

Судя по тому, как обстоятельно велись работы в Персеполисе и какой размах они приобрели, персы надеялись оставаться у власти очень-очень долго, ведь никаких предпосылок для падения империи долгое время не имелось; напротив, серия успешных походов могла бы продолжиться и в Греции, если бы не стечение обстоятельств. Все мы учили в школе победные для греков битвы при Марафоне, Саламине и Платеях, но куда хуже известно про разорение персами Афин и тот факт, что многие полисы сдались врагам без боя.

Карим как истинный иранец вообще полагает труды античных авторов предвзятыми, а называемые ими соотношения сил сторон просто неправдоподобными. В общем, наш гид довольно долго разглагольстовал в этом направлении, упорно поминая какого-то Заксэса; только через некоторое время я сообразил, что так он величает Ксеркса.

Сей государственный муж, кстати, подходил к походам обстоятельно - в обозе армия тащила и двор, и гарем, и даже имелись мраморные блоки чтобы строить монумент в честь победы; потом из них сделали свой памятник греки после Марафона. Что же до двора и гарема, то привычка таскать его за собой сыграла потом скверную шутку с Дарием III, отправившемся воевать с Александром Македонским во главе огромных полчищ, а вернувшегося в гордом одиночестве, без войска и обоза, плюс оставившего также в руках победителей при Иссе свою мать, жену и детей. Вот, кстати, интересно, драпал ли великий царь без оглядки или всё-таки соблюдал традиции: в конце концов, его ноги не должны были ступать на землю, и оттого весь путь персидского монарха выстилали коврами. Как же он выкручивался во время всеобщего бегства?..

Итак, известно, что военная удача не сопутствовала последнему персидскому царю и в решающей битве при Гавгамелах. Вскоре в городах империи стали владычествовать македонцы, и Персеполис не был в этом плане исключением. С высоты утёсов мы смотрим на развалины персидской столицы и стараемся вообразить, как выглядели здания 23 века назад, перед тем как македонцы устроили пожар, разрушивший город. Некоторые историки считают, что этот варварский акт был сознательной мерой, ставшей местью за уничтожение Акрополя по время греко-персидских войн, тогда как другие полагают случившееся результатом банальной пьянки. Так или иначе, гордость Персии сгорела дотла, и дальнейшие события не многое добавили в качество опустошения. Находясь рядом с остатками зданий трудно оценить их масштаб, тем более что взгляд сосредотачивается на искусной резьбе по камню, но вот поход на смотровую площадку меняет восприятие, и теперь оказывается возможным окинуть взглядом весь ансамбль.

Вот гигантская сокровищница, вот помещения охраны, вот "парковка" колесниц, вот помещение гарема, вот тронный зал, и всё это буквально поражает своими масштабами. Хотя от былого величия из семидесяти двух колонн по 24 метра высоты остались считанные единицы, думаю, зрелище производило неизгладимое впечатление на современников, плюс не забудем про двуглавых быков, венчавших каждую опору. Кстати, рядом с одним из залов можно увидеть украшение колонны, но не из быков, а из грифонов. Видимо, это был пробный экземпляр, ожидавший утверждения царя, но так и не дождавшийся такового.

Страницы12345678910

5,0/5 (5)

    Ваш комментарий