Теперь настал момент перейти ко второй части нашей поездки, посещению комплекса гробниц Накш-е Ростам. Они расположены в нескольких километрах от Пересполиса, настолько близко, что "Lonely planet" даже рекомендует проделать весь путь пешком; между прочим, вполне здравая мысль, там действительно рукой подать: мы ехали считанные минуты, даже с учётом небольшой задержки, во время которой Карим ходил добывать кипяток для своего термоса. Он ещё во время дороги из Шираза сокрушался, что не успел подготовиться к экскурсии, и не прихватил чай из дому.

Теперь, у ворот древних гробниц, мы, можно сказать, "накрыли поляну" на капоте автомобиля и слегка перекусили местными печенюшками в сопровождении чая - этакий великосветский приём по-английски получился; вроде как мелочь, а приятно. Хотя, признаться, лично я чувствовал себя малость не в своей тарелке объедая далеко не богатого иранца, и примерно того же образа мыслей держались мои попутчики, отчего всё мероприятие прошло несколько скованно. Так что все мы очень обрадовались, когда Карим предложил продолжить знакомство с историческими памятниками.

Считается, что скальные гробницы принадлежат великим царям Персии, Дарию I, Артаксерксу, Ксерксу I и Дарию II. Надо сказать, оформление этих захоронений весьма схоже с лучшими образцами иорданской Петры, о чём я не преминул сообщить гиду, на что тот немедленно отреагировал сообщением: "Постоянно слышу от клиентов слова насчёт сходства с Петрой". Тут в обмен репликами вмешалась англичанка, спросившая "Вы ездили на Ближний Восток?!" с таким видом, словно я был на Луне.

Пришлось признаться, что был я не только в Иордании, но и в Сирии с Ливаном, после чего она прониклась ко мне уважением и даже предложила меня сфотографировать, если, конечно, я желаю. Подумав, я пожелал, и был запечатлён на фоне гробниц, исключительно удачно смотревшихся при послеполуденном освещении. Потом, по ходу каримового рассказа, мы подошли совсем близко к монументальным изображениям и поснимали отдельные детали, исполненные с большим тщанием.

Эти заинтересовавшие нас рельефы были добавлены к антуражу гробниц гораздо позже, во время возрождения азиатской империи после распада державы Александра Македонского. Тогда к власти на просторах Иранского нагорья пришли парфяне, в Персидской державе бывшие на вторых ролях как одно из подчинённых племён. Пока диадохи воевали друг с другом за наследство своего царя, парфяне воспользовались ослаблением державы Селевкидов и образовали собственное государство, подчинив себе здоровенный кусок региона; Митридат II даже принял титул "царя царей", использовавшийся Ахеменидами. Кстати, Карим старательно уверял нас, будто парфяне, хоть и схожи с персами по названию, ничего общего с ними не имеют, а само их происхождение берёт начало от прозвища "parthyans", то есть "партизан" по их любимой тактике "наносим удар и смываемся".

Оставим эти соображения на совести гида, настоящего патриота своей страны, который, видимо, несколько приукрашивает историю в надежде поправить реноме далёких предков. Во всяком случае ужасные разгромы персов греками он объявил вымыслом, зато на ужасных разгромах римлян парфянами остановился подробно.

Действительно, в славной истории вечного города Рима есть несколько печальных страниц, связанных с войнами на Востоке, когда Римская империя в своём завоевательном движении сцепилась с парфянами. Первая из таких страниц была написана при Каррах, когда знаменитый Красс погубил свою армию и сам погиб в том походе. И хотя потом этот позор удалось смыть, разделаться с противником Риму так и не удалось: военные действия обычно проходили с переменным успехом - то римские легионы захватят парфянскую столицу и помоют калиги в Персидском заливе, то, наоборот, парфяне вломятся в подвластную римлянам Сирию и захватят в плен божественного августа.

Да, и такое случалось, правда, уже после прихода к власти династии Сасанидов, получивших конфликт в наследство: при царе Шапуре римский император Валериан умудрился проиграть битву при Эдессе и во время мирных переговоров был схвачен, после чего остаток жизни провёл подставляя спину своему господину каждый раз, когда тот желал сесть на коня. Вот на одной из скал как раз и запечатлён триумф Шапура, перед которым унижаются сразу две фигуры, одна из которых даже стоит на коленях - это несчастный Валериан и Филипп Араб, откупившийся от врагов громадными выплатами и заключивший с парфянами совершенно невыгодный Риму договор.

Помимо исторических реалий, скальные рисунки отображают и религиозные события, в частности, сцены расправы бога с дьяволом, вручение короны очередному монарху и т.п. Поснимав эти рельефы с увеличением, можно потом любоваться работой древних мастеров в деталях и удивляться их искусству.

Другим интересным объектом, заслуживающим внимания, является соседствующая со скалами башня, так называемый Куб Заратустры; до сих пор непонятно его предназначение - возможно, внутри строения было святилище огня. Вообще, зороастрийское учение при Сасанидах было на пике своей популярности и в то время даже имело место развитие централизованной зороастрийской церкви.

О том, как протекало воцерковление тогдашних жителей Ирана, мы можем только догадываться, но источники что-то не отмечают существенного смягчения нравов; напротив, примерно в это время один властелин получил прозвище "Господин плеч", потому что велел прокалывать пленным плечи и нанизывать бедолаг на верёвку.

Страницы12345678910

5,0/5 (5)

    Ваш комментарий