4. Неожиданно прекрасный Солсбери. Город Солсбери для посещения мы выбрали практически по одной только фотографии его главной достопримечательности – грандиозного собора, живописно возвышающегося посреди подстриженной лужайки. Особенно собором уже заранее восхитился Олежка, после первой поездки в Англию живо интересующийся английскими архитектурными шедеврами. Располагался город совсем недалеко от Лондона и утомленные предыдущей длинной поездкой в Лонглит-Хаус, на следующий день мы решили посетить именно его, с утра отправившись на вокзал Ватерлоо, откуда отходили экспрессы до Солсбери. На вокзале впервые столкнулись с электронными автоматами по продаже билетов и выяснили, что в них можно узнать стоимость билета на любое направление, что было очень удобно для планирования будущих передвижений по Англии.

Поездка на SouthWestTrains обошлась в 50 фунтов туда и обратно на двоих. От вокзала Солсбери мы дошли по главной ничем не примечательной улочке до канала, заросшего по берегам кустами, вдоль которого вышли к парковой зоне, оттуда свернули на Хай-гейт, и прямо перед нами посреди улицы выросла арка от старинных ворот. Пройдя через нее, мы буквально ахнули – вдалеке на большой лужайке возвышался грандиозный по масштабам и красоте собор, устремляющий вверх свой высокий готический шпиль. Он был абсолютно не похож на башенный Кентерберийский, окруженный вокруг стеной, подавляющей зрелищность его вида. Солсберийский же собор был открыт всем ветрам и фотографам. В отдалении от его стен по периметру располагались низенькие каменные домики, преимущественно занятые различными музеями, школами, богадельнями и жильем священнослужителей. Пожалуй, еще ни один европейский собор (а их за мою путешественническую жизнь было немало!) не производил на меня такое сильное впечатление! Я могу объяснить это, пожалуй, не столько его архитектурой (наверняка можно найти похожие!), сколько удачным расположением в гордом одиночестве на свободном от какой-либо застройки зеленом поле. Эффект, который производит собор, наверное, можно сравнить с впечатлением от нашего храма Покрова на Нерли в Боголюбово, где он одиноко стоит в живописном месте, открытый всем ветрам, и именно из-за его расположения посреди девственной природы к нему тянутся тысячи туристов. А поставь этот храм рядом с жилой или дачной застройкой, и он в один миг потеряет свою изюминку, станет обычным, одним из многих.

Вот также, наверное, и с Солсберийским собором. К собору вела тропинка, вдоль которой вышагивали интересные скульптуры монахинь и городских жителей прошлых веков, что впоследствии вызвало у нас ассоциации с подобными скульптурными композициями подмосковного города Дмитров. Но в тот момент мы о существовании подобного на родной российской земле не знали, и идея солсберийских скульптур показалась нам весьма оригинальной. Впервые мы не просто прогулялись вдоль стен собора, но и посидели на лавочке напротив его фасада, созерцая его внушительный вид и устремляющуюся ввысь готическую башню со шпилем, самым высоким в Англии. В путеводителе «ДК» прочитали, что на башню к основанию шпиля можно подняться, но мы входа на смотровую площадку не обнаружили. Внутри собор очень светлый (опять-таки в отличие от Кентерберийского). По периметру стоят склепы, средневековые часы, которые еще работают. В центре – обтекаемая чаша с водой, куда все бросают денежку для пожертвований. Пока гуляли под его пышными сводами, фотографируя их направо и налево (здесь это разрешено!), все время звучал орган. Потом мы прошлись по самой большой галерее в Англии и заглянули в Зал капитула, стены которого расписаны картинами из Ветхого завета. Там под толстым пуленепробиваемым стеклом выставлен подлинник Великой хартии вольностей (ох, помню я, как мучили нас с ней в родной Академии). Это один из четырех сохранившихся экземпляров (причем лучше всех сохранившихся!). В сувенирном магазинчике по соседству можно купить свиток с копией Великой хартии и разнообразные открытки с выдержками из нее. Интересно, что при входе в Зал капитула нам дали листочек с описанием его убранства на русском языке (значит, наших туристов сюда возят!).

После посещения собора мы отправились в центр города, на Рыночную площадь, застроенную старинными фахверковыми домиками, на которой возвышалось каменное здание Зала гильдий конца XVIII века. На площади было еще довольно шумно, хотя народ уже потихоньку растекался по пабам и кафе, город зажигал свои огни. На соседних улицах мы обнаружили старинную каменную беседку, церковь Святого Томаса XIII века и симпатичную набережную канала со старинными фонарями, в котором плавали белые лебеди. На одной из улиц наше внимание привлекла башня с часами у каменного мостика, рядом с которой располагался паб, зазывающий посетителей своей нарядной рекламной вывеской: 2 блюда за 6.50 фунтов. Предложение было более, чем заманчивым. К тому же, столик у огромного окна-витрины, выходящего и на башню, и на собор на другой стороне улицы, пустовал. Вопрос нашего ужина был решен. Мы заказали традиционные фиш-энд-чипс и пай. Пока наслаждались сытным английским ужином, на Солсбери окончательно спустилась ночь. У Олежки возникла идея перед походом на вокзал еще раз дойти до Солсберийского собора и сфотографировать его в ночи. Предложение мне понравилось. Мы вновь миновали Хай-гейт, но они стояли черными и неподсвеченными, поэтому фотографировать мы их не стали. Когда вышли к собору, буквально открыли рты, удивленные завораживающим зрелищем: перед нами посреди черного неба вырос ярко подсвеченный ажурный силуэт, который смотрелся в ночи просто фантастически. Мы думали, что быстренько сфотографируем его разочек и побежим на вокзал. Но не тут-то было. Мы щелкали его со штатива со всевозможных сторон, и отовсюду он казался нам еще более грандиозным.

В общем, о совершенной дополнительно прогулке мы нисколько не пожалели.

С.В.Кузьмичева (Пулинец), 2008 г.

Национальный парк Нью-Форест

Великобритания часто ассоциируется с зелеными лугами, равнинами и древними леса. Такие ландшафты до сих пор сохранились в национальном парке Нью-Форест, расположенном на юго-востоке…