Отзывы о туристических маршрутах Турция
В синем море, в белой пене…
«Благословен Великий океан!»
В.Высоцкий
…В Стабуле самолет из Москвы приземлился поздно ночью (или рано утром, это кому как). Страшно болели
ноги, скрюченные весь полет между креслами ТУ-154,…
«Благословен Великий океан!»
В.Высоцкий
…В Стабуле самолет из Москвы приземлился поздно ночью (или рано утром, это кому как). Страшно болели
ноги, скрюченные весь полет между креслами ТУ-154, ломило поясницу — место досталось у лючка запасного выхода, из
которого весь полет отчаянно сквозило…
Началась эта история еще в августе 2002 года — когда, будучи на Крите, мы с супругой арендовали яхту.
Всего на пару суток, но впечатлений хватило. Было решено — в 2003 году отдыхаем только на яхте и только
самостоятельно. Одна проблема — яхту, как и автомобиль, без «прав» не дают. Где их взять — задался вопросом (пусть
опыт плаваний в родном Верх-Исетском пруду и достаточно велик, да только вот в море несколько больше места…). Выручил
Интернет…
6 ноября 2002 года наш Boing коснулся полосы аэропорта Шереметьево. Сказать, что цены на такси
неприятно впечатлили — значит промолчать. На Крите за 60 Евро нас отвезли за 120 км — в Москве до центра едва
сторговался за 40. Но это пустяки — билеты и прочие бумаги мне аккуратно вручили, обед оказался вкусным, а экспресс до
Домодедово ехал быстро и без остановок…
Аэропорт Домодедово поразил — сначала приятно: просторный, светлый, чистый… Сумку с гелем для бритья
и маникюрными ножницами заставили сдать в багаж, на руках остался журнал «За рулем» и CD-player. Что делать — видимо,
террорист нынче сильно грозен, однако…
Я думал, что все рассказы о трех-четырехчасовой стоянке на паспортный контроль — примета летнего
времени. Ничуть не бывало! Стояли около двух часов — работала одна будка. Потом подключили еще две — самолет взлетать
собрался. В паспорте противоречий не нашли, но затем я довольно долго почти бежал между закрытых магазинов
международного сектора на истошные призывы работников аэропорта — правильно, «самолет уже вылетает!». Однако, несмотря
на то, что я был налегке, меня обогнала пара с двумя тяжеленными сумками — сумки, впрочем, отобрали на входе в самолет.
А дальше — тесный гремящий салон, гудение турбин и свист сквозняков, жутко невкусная еда и два часа полета под Шевчука.
Задремать так и не удалось…
Прекрасный шанс размять ноги после полета — пробежка в толпе туристов за визой в пустом аэропорту
Стамбула. Несмотря на ночное время (1 час 30 минут — не по Москве), у турков работало 4 поста паспортного контроля, так
что очереди не было. Багаж получен без проблем, таможенники ко мне интереса на проявили — и вот уже меня встречает
улыбчивый турок в аккуратном костюме.
Турок, впрочем, оказался местным аэропортовским гидом, который всего лишь махнул рукой на уже знакомую
мне пару из Домодедово — они и здесь умудрились меня опередить. Знакомимся — Рита и Андрей, тут же и «адмирал» — Олег,
который, встретив нас, этим же рейсом возвращается в Москву. Узнаю, что в команде есть еще двое граждан Германии,
которые вот-вот подойдут. А вот и они — Роми и Уве (Уве — мужчина:)). Глянув на него, я понял, почему меня везде
принимают за немца — одно лицо). Узнаем, что ехать нам часа четыре.
Отпущенные адмиралом на пять минут «в туалет», мы с Андреем резво закупаемся пивом в дорогу. Подумав,
берем и бутылку виски, а также пару бутылок минералки (руки помыть). Возвращаемся, хватаем сумки — о, какой я молодец,
что не погнался за комфортом — моя сумка примерно втрое легче, чем у спутников. Впрочем, выяснилось, что Роми — актриса,
а Андрей собрался нырять с яхты с ластами и трубкой (в ноябре-то!). Кроме того, я не взял резиновые сапоги — зря, как
выяснилось…
Автобус, на котором нам ехать до Кучуккую, смысла описывать нет — долмуш, он и есть долмуш. Олег его в
порту прихватил, сам на нем приехал, теперь нас отправляет. 80 баксов за 300 километров — с носа. Платим, садимся на
жесткие сиденья, Олег машет вслед — с лязгом трогаемся и начинаем знакомиться.
Сначаля пъем виски — идет хорошо и без закуски. Уже на «ты», за окном пролетает ночной Стамбул,
автострада, плеер поет Water Garden, приемник что-то турецкое — лепота! Кончается бутылка, достается пиво, орешки —
знакомимся дальше. Рита не выдерживает первой — забрав куртку у Андрея ложится спать. Уве с Роми на заднем сиденье,
похоже, вовсю увлечены друг другом (вырезано цензурой), так что бутылку Джонни Уокера мы с Андреем добиваем вдвоем.
Качание машины, рокот двигателя, сон…
…Просыпаемся от тишины, спросоня ничего не понятно — но хочется «на двор». Машина стоит, открываю
дверь — и только случайно не попадаю в глубокую лужу под подножкой (Рита оказывается не так счастлива). Паром — через
Босфор. Пахнет морем, не теплым курортным морем, а именно той пресловутой «колыбелью человечества», где нам в течении 10
дней придется сдать экзамен на право принадлежать к племени, вышедшему из нее…
Снова просыпаемся уже утром, при солнышке — 8 часов 7 ноября. Аккуратные деревни, почти нет отелей, и,
наконец — городок Кучуккую (11 часов). Водитель выгружает нас у ворот марины (яхтенный порт) и сматывается — а мы,
разминаясь, оглядываемся, пытаясь понять, куда же нам. Над зданиями высится лес мачт, а на нас уже наскакивает
невысокий улыбчивый человек. Представляется — Володя, наш шкипер, кэп, инструктор. Взваливаем на плечо сумки — отплытие
через три часа, дается время на обед и на душ. Впереди — море…
Вот она — «Виктория», 13,5 метров, 9,5 тонн, 8 спальных мест. Грот и генуя. Дизель. Тип —
«Bavaria-430», постоянный экипаж — двое: Володя и Таня (обалденно вкусно готовит!). Володя — штурман подплава Северного
флота на пенсии, Таня — стажер. Выясняется, что прогноз не очень благоприятный, но у всех обратные билеты с
Кипра, так что времени терять нельзя. Короткое общение с турками обслуживающего персонала (работаю переводчиком), и
звучит команда, которую я так явственно представлял последний месяц: «Отдать швартовы!»…
…Моя вахта — первая. Бъем сутки по четыре часа, только для мужчин (дамы не учатся, а просто получают
удовольствие, кэп опекает нас и вахту не несет). Первая волна — легкая, мы еще в заливе. С трепетом берусь за штурвал,
пробую яхту — она неожиданно легко отзывается на каждое движение. Центр тяжести на корме, судно легко приводится к
ветру. Володя дает курс на выход из бухты, иду между рядями вешек. Первый порыв ветра…
И первая потеря — этим порывом с меня сдувает мою роскошную фирменную бейсболку «Пежо»! А-а-а! Поздно
хватать — на фарватере не крутятся. Что ж — еще древние греки приносили жертву морю. Нос яхты вздымается на настоящей
морской волне, меня обдает пеной, а я счастливо смеюсь, не в силах сдержаться — все так, как представлялось в детских
мечтах…
Ветер крепчает, волны круче — 3-4 балла. Володя гонит меня переодеваться, бракует мои «легкие» брюки и
ветровку — дает одеть «тяжелый» непромокаемый «бермудский» комплект. Сапоги — на волне кокпит сильно заливает. Справа
турецкий берег, слева — греческий (не видно), где-то впереди — Лесбос. До Лесбоса — 20 миль. Ветер в нос и паруса не
поставить. Через два часа я сменяюсь, штурвал берет Уве. Ветер крепчает и яхту здорово мотает на волне. Приятное
открытие — я не укачиваюсь в шторм. Возбуждение не дает сидеть в каюте — словно мне 16, а не 32. Темнеет, впереди
огоньки Митилини — это уже греческая земля. Кэп дает сменившему меня Уве курс на порт — для первого дня прошли
достаточно.
В порт входим уже в полной темноте. Пирсов нет — порт курортный, швартуемся к стенке. Оказалось —
прямо под окнами портовой полиции. Володя берет документы на судно, я собираю паспорта — идем сдаваться под бдительным
оком грека в форме.
Сдаваться, впрочем, пришлось не полицейским — погнали на таможню. Стандартные вопросы, может, чуть
более пристрастные (пришли-то из Турции), досмотр устраивать не стали. Немцам нашим — полная свобода, граждане ЕС, мы —
без виз, а значит, как объясняет чиновник, а я перевожу Володе — сидим до утра на яхте, а паспорта заберем утром перед
отходом в полиции порта. Идем, немного грустя, на яхту, но в это время нас ловит давешний полицейский — «оплатите
стоянку, плиз».
В полиции порта сидит только девушка в форме, а на столе у нее горкой наши паспорта. Заполняем бумаги,
платим 70 Евро сбора за вход в территориальные воды Греческой республики и за стоянку в порту. Володя ворчит — траты
непредусмотренные. «Вы не хотите купить греческий transit log (бумага, дающая право на вход в греческие порты)?». Ой ты,
моя хорошая, конечно хотим — так хоть тормозить нигде не будут в Греции. Володя чешет затылок, бумагу покупаю я — если
не понадобится больше, так на память заберу потом. Продав нам большую жесткую «картонную бумагу», отштамповав в ней порт
и свое имя, девушка вдруг отдает нам папорта, лукаво улыбаясь. «Гуляйте, дескать». От предложения сфотографироваться на
память отказывается — жаль… Иду в лавку, покупаю синюю бейсболку — «Лесбос». Бутылка греческого узо на ужин, «Метакса»
на десерт — и сон в довольно-таки просторной каюте. Поскрипывают кранцы о стенку, плещет за тонким бортом у самого уха
волна — сон, сон, сон…
08.11.2002. Утром завывает ветер, снова в нос, прогноз — не очень-то благоприятный.
Но что делать? Завтрак, отплытие, вахта Андрея. Я снимаю кранцы, убираю их в люк на носу — поддает волна, меня бросает к
леерам. Падаю на колени, так, на четвереньках и упихиваю резиновые подушки под палубу. Ноги немного дрожат — восторг
восторгом, а ветерок и брызги холодные. В море — пусто, только мы ныряем между валами, снова те же 3-4 балла.
В 12.00 принимаю вахту, утомившийся Андрей выкуривает сигарету и идет спать. Риту укачало, Роми тоже
не показывается на палубу. Уве отсыпается перед вахтой, Володя дремлет у навигационного компьютера. Рядом со мной сидит
Таня, разговор и том, о сем…
При кренах яхту кладет на борт, приходится у штурвала прыгать. Не тяжело, но утомительно. Часто
окатывает водой — когда не успеваю поставить скулой к волне. Если ставить прямо носом, то яхта с силой ударяется о воду
корпусом, поднимает на палубу центнеры темно-серой воды — и та летит прямо в лицо. Татьяна держит бутылку с пресной
водой — приходится промывать глаза от соли. Немного расходятся тучи, ставим стаксель — не скорость прибавить, так хоть
солярку сэкономить. На лаге — 6-7 узлов, на лоте — ничего…
В 16.00 сдаю вахту Уве, сажусь под тент в кокпит — ноги уже не держат. Словно те же четыре часа на
горных лыжах откатался! Но все существо поет — отстоял полноценную вахту в открытом море. Восторг глуповатой улыбкой
отражен на лице — фотоаппарат точен. Теперь смотрю, как у штурвала прыгает Уве, пытается присесть — нет, шалишь, не
усидеть. Справа по-прежнему виден турецкий берег, а слева и спереди — только море… Спускаюсь в каюту, говорю что-то
Володе, тот смеется — настолько явно видна моя радость, хоть и запеклась коркой на лице морская соль… За тонким
бортом шумит вода, каюту качает и я засыпаю…
…Чтоб проснуться от прикосновения шкипера. «Максим, вставай, швартовка». Вскакиваю, стукаюсь головой
о подволок (потолок) — низко, еще не привык. Шипя, облачаюсь, натягиваю сапоги, в умывальник — плеснуть водой в лицо. На
палубе темно, впереди широкой полосой огоньки — остров Хиос. И город, и порт — тоже Хиос. Вход в порт — ответственная
процедура, в восемь глаз ищем красный и зеленый огни входных маяков. Качка уменьшилась, остров закрыл нас от ветра с
Эгейского моря. Наконец, видим вход. Готовим кранцы, я иду на нос — носовой швартовый конец на мне. Володя
предупреждает, чтоб смотрел внимательнее на воду: в бухте плавучие буи, если верить карте. Уве правит на пирс, к
которому приткнулся с десяток яхт, по правой скуле проходит буй. Опс, все места заняты — приходится швартоваться с
наружной стороны пирса. Прыгаю на бетон, сразу же упираюсь в борт яхты — девятитонное судно имеет нехилую инерцию. С
кормы ту же операцию проделывают Таня и Уве — кэп при подходе к штурвалу встал сам. «Крепи!» — накидываем швартовые на
кнехты, аккуратно подтягиваем. Полицейских не видать, а сами мы их не ищем — жрать охота.
Татьяна — великая мастерица по части стряпни. Ели индейку с картошкой, всевозможные салатики и пили
пиво, виски и недопитую «Метаксу» с Лесбоса. Потом пошли гулять — ну, не спать же!
Греческий кофе густ, горяч, крепок, ароматен до умопомрачения — не зря к нему дают стакн холодной
воды. Пил я его минут сорок, поглядывая на часы — по пути к кафешке заметил магазинчик с морской одеждой. Решил купить
комплект, тесноват мне «яхтенный» общий оказался.
Магазин работал до 21.00, так что я успел. Шикарная куртка с фальшфейром на груди — мечта моряка!
«Господин — байкер?» — продавец объясняет, что это байкерская курка (на фига байкеру фальшфейр?). Выносит синий финский
«средиземноморский» комплект яхтсмена — легкий, удобный. Куча клапанов, карманов, молний, к капюшону прикреплен тросик,
чтоб привязывать бейсболку(!). 250 Евро — даром, беру. Сапог моего размера в магазине нет (и всего-то 43). И снова —
чашка кофе и рюмка (нет, большая рюмка!) узо…
09.11.2002. Утром за нас взялась полиция: за прошлый день мы здорово подистратили
солярку, а заправка — у здания порта. Но претензий не было (еще бы, не заметили, как судно вошло в гавань) — смущенные
полицейские подогнали бочку с соляркой и помогли нарастить шланг с от крана с пресной водой. Полчаса заправки — а
завтракать будем в море.
Этот денек был, пожалуй, самый тяжелый. Несмотря на то, что утром вовсю светило солнышко, я, приняв
штурвал от Андрея, сразу почуял нрав моря — резкий, тяжелый. Штормило сильнее, волна достигала 6 метров — нос яхты то
вздымался в небо, то рушился вниз. Паруса не ставили — ветер то в нос, то в скула, дизель натужно пережевывал хиосскую
солярку. На ладонах взбухали волдыри от морской воды и жесткоого стального штурвала — перекладывать его приходилось чуть
не ежесекндно. Подкатит волна — кладешь к волне, затем, чтоб не раскачало яхту, перекладываешь, чтоб, как на горке,
соскользнуть в ложбину — и так снова и снова…
Финский комплект показал себя с лучшей стороны: не жарко и сухо. А вот у ног уже давно бурлилась лужа.
Володя согнал с палубы всех, на меня накинул страховочный пояс — и вовремяю через несколько минут я уже смог
удерживаться только на канатах, удущих от пояса к палубе. Как ребята спали под палубой — я не представляю. Укачаться у
штурвала не то, что невозможно — просто некогда, как и бояться. А вот в каютах и кубрике! Татьяна, вцепившись в шкот,
сжалась под тентом, а я прыгал и прыгал у штурвала, изредка вырывая минутку, чтоб присесть, давая отдых гудящим
ногам…
Как будто не хватало воды с носа, заливавшей меня с головы до ног — полил дождь. Нет, соль с лица он
смыл, я было обрадовался — как по голове с силой застучал град. А-а-а! Град летел по косой, слева, прямо по уху. Козырек
бейсболки, впрочем, оказался достаточно жесток, чтобы, сдвинувшись, прикрыть ухо. Да и град довольно скоро закончился —
правда, в первый раз из трех.
Уве, сменяя меня, не сумел натянуть страховочный пояс (во мне 110 кг, но в Уве примерно в полтора раза
больше). Пока завязывал вокруг него конец, яхту швырнуло волной. Лечу, но канат держу — это и спасло, Уве стоял, как
чугунный кнехт. Креплю конец на утку, отплевываясь от воды, лезу в кубрик.
Кстати, получил ответ на свой вопрос, как спать в качающейся каюте — без задних ног, вот как. Правда,
в этот раз проснулся сам, высунул нос на палубу — града нет. Темнота. Впереди — огни. «Это что, уже Кос?» —
«Разбежался! Нет, это Самос — сегодня всего 60 миль прошли. Шторм усиливается, будем ночевать.» Уве морским волком
глядит в темноту.
Огней на входе в порту Самос нету — перегорели, видно. Но на горе, высоко, красивейше светится церковь
— гирлянды, крест. Огни города намного ниже, и создается впечатление, что церковь парит над домами. А порт освещен — но
только паромный пирс. К нему и правим — везде в остальных местах глубины для нас мелковаты. Но на пирсе полицейский —
«Ноу!» — и взмах руки куда-то в темный угол бухты. Увидев наши робкие попытки сориентироваться, прыгнул в джип, на месте
швартовки врубил мигалки — так, под красно-синие огни, и принял наши концы. Прокричав напоследок что-то вроде «Зайдите
ко мне», умотал туде, где светло.
Пешком идти оказалось довольно долго. Порт маленький, контора полицейского маленькая, свет яркий.
Снимаю капюшон, кладу на стол бейсболку — надо же, белая от соли. Полицейский — молоденький паренек — уважительно
смотрит, не мучая вопросами, снимает копии наших бумаг и отмечает transit log. «Калос орисатэ (Добро пожаловать)!» —
здесь формальности сведены к минимуму. Ужинаем и — кэп велит спать, оставив осмотр острова на утро.
Впрочем, мы с Андреем решили пройти выпить по чашечке кофе. Но на пути к кафешке внезапно льет жуткий
дождь, и в помещение мы вваливаемся совершенно мокрые. Барменша смеется, завидя нас, быстро ставит на столик кофе и
глинтвейн. Божественно! Гремит музыка, орут греческие парни (может, и поют:)), но, в общем, пустовато — не сезон. Кофе
пьется долго, глинтвейн — быстрее. Ловим момент, когда дождь на несколько минут прекращается, успеваем добежать до
яхты.
10.11.2002 Утром — словно и не было вчерашнего. Тепло, солнечно, попутный ветер.
Чистая набережная, куча ресторанов и кафе — мы умудрились вечером зайти в рыбацкий порт, а основной несколько дальше к
югу. Но — не сезон, магазины закрыты, в кафе столы и стулья собраны в пирамиды, а на гору решается залезть только
Татьяна. Володя сердится — не хочет терять погоду. Под парусами, легко кренясь, огибаем Самос и идем курсом к Косу.
«Мы под парусом белым идем с океаном на равных, лишь в упряжке ветров, не терзая винтами
воды» (В.Высоцкий)
12.00. На меня начинают легонько косится — стоило мне взять штурвал, как погода начинает портиться. Не
настолько, как вчера, но становится холоднее и тянет тучками. Волн, впрочем, почти нет, да и ветер попутный. Однако
Андрей выносит предложение лишить меня вахт, «Чтоб море не сердилось». Ишь, хитрый — сам решил отстоять! Небось, когда
вы с Уве стоите, так кэп на палубе, а я стою — спит. Так что, кого лишать вахт — это еще поглядеть нужно.
8 узлов под парусами — идем и идем. Острова, корабли, видны рыболовы со снастями — учимся разглядывать
(и разгадывать) их сигналы. Часа в 2 все уходят спать — вахтенный стоит. В сон не тянет совсем — хочется петь. И я пою —
все, что приходит в голову. Пою, правда, тихо, чтоб рыб не распугать. Где там заботы, работа — все на другой планете.
Штурвалом почти не приходится работать, яхта сама режет форштевнем воду — сегодня стою в кроссовках, сухо.
16.00. Передаю штурвал Уве, но вниз идти не хочется — пью чай с лимоном на палубе. Обедаю
мандаринами и яблоками, глазею на острова — их много, и больших, и маленьких, необитаемых и с постройками, с маяками и
ретрансляторами — в мобильнике сигнал устойчиво высокий. Пролетел вертолет, самолетик, вдали, на фоне острова замелькал
парус — еще кто-то идет за своей порцией ветра и моря, как и мы. Солнце подсвечивает между облаками, ниже, ниже, и
ниже…
Ужинаем в море — Володя решил мимо Коса пройти сразу на Родос. Мудро — по метеосводкам в этой части
Эгейского моря бродит кругами циклон, но нас пока не догнал. Может, и успеем уйти.
Просыпаюсь по зуммеру мобильника, за двадцать минут до полуночи. Несильно качает, капает дождик.
Наскоро глотаю пару бутербродов с беконом, кружку кофе. Руки уже «тоскуют по штурвалу» — лезу сменять Андрея. Тот
штурвал не отдает, выдерживает до полуночи минута в минуту.
11.11.2002., 00.00. Принял первую ночную вахту. Андрей не уходит, усаживается с
подветра выкурить сигаретку. Он в команде единственный курящий и курить ему разрешают только на палубе. Чувствуется, что
стоялось ему не так легко — глаза у него слипаются. Пожелав спокойной ночи, уходит. Володя, бессменно стоявший наверху с
вечера, подождав минут сорок, тоже уходит вниз — прикорнуть на диванчике в кубрике, не раздеваясь.
Ночь темна — одно слово. Тучи, волны, свет картушки компаса и ходовых огней — и все. Пару раз
разминулись с судном, причем в первый раз я испугался — казалось, сухогруз идет прямо на нас. Но, видимо, его штурман
прекрасно знал, какая опасность исходит от сумасшедших яхстменов — благоразумно обошел нас стороной.
После трех часов ночи я стал уже щипать себя — тяжело. Темно, одиноко. Будить Володю не позволяла
гордость, а спать не позволяли щипки. Звезд не видно, вообще ничего не видно. Когда наверх вылез, зевая, Уве, шея
от щипков уже не гнулась.
Подремал чуть больше часа — разбудили на швартовку. Шкипер признал мои морские таланты — да и в самом
деле, я начал верить в переселение душ: мой гороскоп выдавал, что в прошлой жизни я был моряком. Все, что происходило на
борту, было для меня настолько естественным, что я без напоминаний делал все (почти все) правильно и вовремя. Только вот
и будили меня чаще остальных:)))
Как входили в порт Родос — помно словно в полусне. Порт большой, столица острова, три гавани. Большая
марина, сервис, пресная вода, электричество. Но, как только закрепили швартовы, я рухнул на подушку и… проснулся
только к завтраку.
Сутки мы гуляли по Родосу. Красиво, тепло, Уве с Роми отважились купаться. Сезон прошел, туристов
нету. Красивые постройки времен крестоносцев, крепость, морской рынок. Колосса работы Церетели нет, и слава Богу — без
него порт смотрится куда лучше. (Хоть бы греки не приняли его предложение). Но смотрел я вокруг мельком — стремление
одно: в море, на волну, на качающуюся палубу!
12.11.2002. Вышли из порта часов в 11, погода радует. Пусть прохладно, зато ветер
попутный и проноз неплохой. Впереди — 300 миль без земли до самого Кипра. Двое суток ходу при 6 узлах. Если ветер
спадет, то солярки точно не хватит…
Зеленый луч!!! Я его увидел — когда солнце садится в воду, то его последний луч вырывается уже из-под
воды зеленым. Говорят, он приносит счастье. Море признало меня…
13.11.2002. 00.00. Принял вахту — все еще идем под парусами. И пообедали, и поужинали
в море. На удивление пустынно — ни одного корабля. Слева — берег Турции, где-то в 50 милях — Анталия. На землю не тянет.
На небе — звезды.
Звезды — чудо! Луна уходит за горизонт — становится светлее. Только здесь я увидел Млечный путь, здесь
в полный рост увидел все созвездия! Команда спит, я один в этом дивном море — «…и взрезанных пучин сварливое
шипенье, смирясь, сливается с ночною тишиной…»(Д.Лухманов). Я не хочу на землю!!!
К 3 часам ночи ветер стал стихать. Я ловил его, поворачивая яхту вслед за последними дуновениями
бриза, но паруса все чаще хлопали, опадая. У штурвала испортился стопор, пэтому, чтобы подтянуть паруса, пришлось
проявить несвойственные мне обычно чудеса ловкости. Ругаясь, я продолжал вертеть штурвал, пытаясь уловить хоть малейшее
движение воздуха, но толку моя ругань не оказала никакого — ветер стих. Пришлось пускать дизель — на его звуки вылез
Володя, затем явился принимать вахту Уве.
Утро. Солнце пригревает все сильнее, облачаемся в шорты. Турецкого берега уже не видно — залив Анталья
отвел береговую черту к северу (нет, к Норду!). Вокруг — одна вода, и теперь уже не серо-стальная, а голубая, ласковая —
именно таким море бывает на курортах. Только здесь оттенки глубже, чище, здесь воздух не загажен выхлопом машин и чадом
харчевен, здесь нет шума городов и грохота дикотек на набережных, здесь небо выше и светлее, здесь — открытое море…
К концу моей вахты показывается Кипр — еще бы, все время шли не меньше 8 узлов, доходило и до 10. Но
подходим уже в вахту Уве — в ясную погоду остров виден миль за 12-15, хоть он и плоский в этой своей части. Порт Пафос
маленький, нам едва-едва повернуться. По словам Уве, здесь можно посмотреть «гробы королей», а прямо у гавани стоит
маленький форт. Но фунтов ни у кого нет — отход назначен на 21.00 и все направляются по набережной в городок.
Пафос — не впечатляет. Жарко, растительности почти нет, курортники — одни старики. Пальмы и прочие
зеленые насаждения только на территории отелей, редко — у кафе. Цены очень неприятно поражают после Греции, да еще и
фунт почти 2 Евро стоит. Покупок не делаю, лишь подарок жене — очень изящный браслет из белого золота: дельфин. 250
фунтов… Выпиваю в тенистом кафе 2 дайкири, благодарственно машу бармену, прощаюсь.
В порту встречаю Андрея и Риту. Сидим в харчевне, потягиваем белое вино — Рита ждет рыбное ассорти, а
я — щупальца осьминога. Приносят — в маринаде, жареные, горячие, ароматные, маленькие кусочки тают на языке. И
холодное белое вино, местное, целый запотевший кувшин — сказка.
Ясно, что на вахту я заступил не выспавшись. Правда, идти вдоль берегов довольно интересно,
рассматриваешь огни, на ночной лов выходят рыбацкие лодки, да и морское движение у острова пооживленнее. Только в сон
тянет. Яхта идет слишком ровно — то и дело клюю носом в компас. Храп из носовой каюты (там Уве) достигает кормы —
счастливые!
Уве проспал вахту на полчаса!!!!! Оно понятно, немец не сильно стоек к выпивке, но проснулся он
все-таки, по его словам, от сильной икоты (это тоже понятно — но здесь в дело вступает цензура). Каясь, он принял от
меня штурвал и курс, а я, безмерно счастливый, пошел спать — но успел позлорадствовать: утренние часы тяжелы с
похмелья!
14.11.2002. Завтрак — круассаны с кофе. Лимассол. Здесь мы расстались с Андреем и
Ритой — их ждал какой-то отель с грязелечебницей. Без слез, но на душе щемило. Много яхт в марине — причем,
принадлежащих русским. Говорят, там и лужковская стоит. Может быть — верится легко: ни одной дешевле 100000 Евро я там
не видел. Правда, сами хозяева на яхтах почти не бывают — вроде бы яхты нужны им только для престижа. Бедные…
Последний отрезок пути — 50 миль. Вода теплая, купались на ходу. Ощущения — блеск: за кормой канат,
прыгаешь, цепляешся, яхта тебя тянет. Вода струится вокруг тела, настоящий массаж. Только выбираться тяжеловато,
скорость-то не меньше 3 узлов, а вода — не воздух, сопротивление много больше…
Пообедали с виски. Немцы ушли спать — и спали до Ларнаки. Мне спать не хотелось — щемило, ведь завтра
на берег и в самолет. Да и Татьяна приятное разнообразие вносила в пейзаж, загорая в бикини на крыше рубки:)). Так и
простоял (сорри, просидел) за штурвалом до Ларнаки. Порт большой, очень, яхт еще больше, чем в Лимассоле. Но видно, что
не сезон — едва нашли место для стоянки. Володя отправился в полицию, я — за спиртным. Поздно, магазин закрыт, но
я умудрился вытащить хозяина чуть не из постели. Капитализм, однако — он только благодарил за покупки. Впрочем,
было за что: я едва дотащил три больших пакета с вином, пивом и узо (питаю слабость к этой греческой водке). Ужин —
жареная свинина — просто и очень-очень вкусно. Ну и всяких других закусочек хватало. И было грустно — ведь это последний
(для нас) порт…
15.11.2002 06.00 У меня в 10 самолет. Татьяна поит кофе и кормит булочками, провожает
к воротам марины. Вызываем от вахтера такси — длинный «мерс»-пульман (они там все такие, даже странно). Обнимаемся на
прщанье, щемит, щемит сердце, с «Викой» я попрощался — а расставаться жалко-жалко. Таксист забрал сумку, положил в
багажник, держит открытую дверь — значит, пора!
Аэропорт Ларнаки небольшой, но организован четко. Лечу я в Москву самолетом «Cipros airlines», поэтому
регистрация хоть за сутки до посадки — на все рейсы этой компании. Узо в «дьюти-фри», возврат Tax free — и на посадку.
Посадили быстро, с двух строн — а не гоняли по одному трапу в три приема, как в России. Мягко, просторно — А-310/320.
Персонал вежливый, только нажал на кнопку — уже возле тебя стюард. Прекрасное вино в бутылочках — Кларет. Приносят, как
попросишь. (интересно, долго ли нам до такого сервиса жить?). И не заметил, как полет прошел.
В Москве жуткий туман — говорят, только наш рейс посадили. Жена, вылетев утром из Екатеринбурга меня
встретить, прилетела только 16-го — через Нижний и Питер. А дальше — сдал я экзамен в Москве, получил документы, заказал
яхту на июнь — и сижу, разглядываю альбом с фотографиями: на них я все еще за штурвалом, в море, обдаваемый волнами и
ветром — и счастливый, безмерно счастливый…
А если у кого вопросы, как все это, где, с кем и сколько все это удовольстве стоит — пишите на
E-mail, с удовольствием отвечу.
Автор Максим
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
Резонер
13.03.2003 at 14:57
Блеск!!!
Элина
13.03.2003 at 15:24
Рассказ — классный!
Максим
13.03.2003 at 18:06
Кстати!..
В июне (7-21) мы собираемся пройти на яхте First 36,7 со мной в качестве капитана по островам Хорватии. Яхта заказана и оплачена. Команда пока еще не собрана — приглашаю желающих, семейную или просто пару (я еду с женой). Обязательно умение плавать, очень желательно — готовить. Пишите на "мыло". Только сразу предупреждаю — отдых недешевый (ориентировочно — 1800 Евро с носа с дорогой и питанием). Постараюсь ответить всем написавшим.
SAVA
14.03.2003 at 23:43
Яхты это СУПЕР. Ходите на яхтах
С 20 декабря по 8 января ходил по Средиземному по маршруту Турция-Израиль-Кипр-Турция. Причём на маршруте в Израиль участвовал в яхтенной гонке. Заняли 4 место. Поплывём ещё. В том числе и в гонку.