Архитектура Стокгольма оказалось очень красивой, по сравнению с таковой в Хельсинки. Жаль только, что было очень холодно, так что, на наш взгляд, этот город (как, впрочем, и все остальные в Северной Европе и Скандинавии) желательно посещать в теплое время года. Правда, в этом случае у вас не будет такого замечательного мероприятия, как предновогодний ужин на титанике. Так что решайте сами, что вам нужно.
Стокгольм – город, состоящий из нескольких островов, один из которых называется Королевский (Kungsholmen), куда мы в первую очередь и приехали. Там была небольшая экскурсия с рассказами о королевской семье, Карлсоне, Астрид Линдгрен и пр.

Правда, нас ждал небольшой обломчик: батарейки в фотике сдохли, а свежие мы как-то не догадались прихватить с собою из багажа. На титанике они остались. Еще досаднее было то, что работающих магазинов в пределах видимости не было. Затем мы остановились на берегу озера Меларен, где располагался монумент, в шутку называемый шведами «ухом КГБ», т.к. по форме он напоминал ухо, а если посмотреть в его отверстие, то оттуда можно было увидеть здание российского посольства.
После этого мы отправились в сторону музеев, которые 1-го января, впрочем, почти все закрыты. Открытым оказался лишь музей сказок «Юнибакен», куда все и направились, т.к. делать было все равно нечего: в пределах видимости не было ни одного пивняка. Взрослый билет в этот музей стоил 110 крон (около 10,3 еврея). Кстати, сотрудницы, продававшие билеты на входе, говорили и по-русски. Музей, как и следовало ожидать, оказался детским. Было там 3 сортира, но все они были однокабиночными, что неизбежно влекло за собой возникновение очередей, так что имейте в виду, любители пива.

Приобретя билет, нужно было становиться в очереди на «паровозик», хотя на самом деле это были скорее кабинки со скамейками на 4-х человек, закрываемыми спереди поручнями. Эти кабинки двигались по замкнутой траектории, причем не только в горизонтальной, но и, как позже выяснилось, в вертикальной плоскости. По ходу движения кабинки перед глазами появляются сцены из различных шведских сказок, комментируемые сказочницей тоном, рассчитанным на ребенка 4-5 лет, на одном из нескольких языков, включая русский. Язык можно выбрать при посадке, сказав сотруднице, какой нужен. Русским языком, достаточным, чтобы это понять, она владеет. Сказки, правда, там какие-то мрачноватые, если честно, с упоминанием темы смерти, так что сомневаюсь, благотворно ли они повлияют на психику ребенка. Интересно, сколько в Швеции некрофилов? Риторический вопрос.

Особенно нас впечатлила крыса, выглядящая оооочень реалистично, но при этом размером с матерого кабана, а хвост ее был толще пожарного шланга. Это типа экскурсант стал маленьким-маленьким, как Нильс. Хорошо, что никто из нас не страдал фобией на крыс (забыл, как она по-научному называется), иначе реакция организма может быть непредсказуемой – хорошо, если ограничится одними лишь акустическими эффектами.
Моя будущая супруга сказала, что наших будущих детей она ни за что не пустила бы в такой музей в 5-летнем возрасте, а то ведь так чего доброго и заикой останутся или энурезом страдать начнут на нервной почве. Гражданам с сильного бодуна такой музей также настоятельно не рекомендуется: уважайте труд уборщиц. Сами кабинки, к тому же, иногда довольно резко дергаются вверх-вниз.

Ладно, завершив столь «увлекательную» поездку, мы оказались в другой части музея, где располагалось кафе. У меня даже возникла слабая надежда… но нет, мне суждено было обломаться, т.к. оно было предназначено в первую очередь для маленьких детей, которые пиво, как правило, не пьют. Так что пришлось отправиться обратно в автобус, посматривая по сторонам на предмет наличия пивняков. Наивные. Но там не было даже какого-нибудь сраненького магазинчика, где сей божественный напиток можно было бы приобрести. В расстроенных чувствах мы сели в автобус и стали ждать, пока другие члены группы насладятся видом крысы-мутанта. По возвращении всей группы в автобус выяснилось, что все ее заценили.

Наконец мы снова отправились в центр – на тот же Королевский остров, на котором были до этого, и там нам предоставили где-то 2,5 часа свободного времени. Так как было очень и очень холодно, мы решили зайти в кафе, предварительно купив батарейки. Батарейки нашли быстро, правда, тот магазинчик Kodak был размером с грузовой лифт, а народу там было – не протолкнуться. Купили там 6 батареек за столько же евреев. Можно было купить и 4 батарейки, но такая упаковка стоила уже 5 евреев. Поштучно батарейки там не продавались. Может, конечно, где-то еще и продавались, но искать было в ломешник.

Поменяв батарейки (их нам хватило где-то на сутки, правда, со вспышкой много снимать приходилось), мы пошли искать кафе или бар, где можно было бы посидеть, но и их найти оказалось не так-то просто, т.к. и они все были забиты нахлынувшими туристами. Лишь после того, как мы сдвинулись ближе к набережной, нам удалось найти один бар, в котором был свободный 2-местный столик. Бар этот назывался Temple (т.е. «храм»). Для начала я решил взять пива (4,6 еврея за 0,4 л) себе и бокальчик Мартини своей половине (7,9 еврея за 60 мл). Пока я ходил за бухарой, освободился соседний столик – более комфортный, с диванчиком, и мы туда пересели. Наш первоначальный столик, впрочем, тоже очень быстро заняли.

Столы там не пустовали – если какой-то освобождался, то туда тут же приходили новые посетители. Там же мы решили и перекусить. Официанты там, кстати, не предусмотрены – приходилось подходить самим к стойке и заказывать (правда, закуски потом все же приносили на столик). За меню нужно было также подходить к барной стойке, оно там было на шведском языке с переводом на английский. Взяли куриные крылышки с аджикой (5 штук – 6,5 еврея), подобие «крошки-картошки» (только картофелина очень большая) с салатом оливье внутри и овощами (8,3 еврея) и чесночный хлеб, на поверку оказавшийся чем-то вроде домашних чипсов (3,3 еврея).

В итоге потратили меньше, чем потратили бы в Финляндии, т.к. несмотря на примерно одинаковые цены на напитки в обеих странах, еда в шведских кафе обходится раза в 2 дешевле. На дверях сортиров там красовались кодовые замки, так что просто так туда было не войти (разве что дождаться, пока оттуда будет кто-нибудь выходить). Там нужно было спрашивать у бармена код от нужника. Потом только я увидел объявление, что бесплатно туда разрешается входить только клиентам бара, тем же, кто таковыми не является, за вход туда нужно было выложить 20 крон (почти 2 еврея).
Затем мы пошли искать наш автобус, по дороге фотографируясь со вспышкой, т.к. уже темнело. Автобус нашли довольно быстро, хоть и не с первой попытки, т.к. всяких узких улочек, причем извилистых, там было довольно много.
Через несколько минут на площадь подъехал наш автобус (их стоянка на Королевской площади запрещается), мы заняли свои места, дождались припозднившихся туристов (они появились минут через 5) и отправились вновь на титаник. На борт мы вошли часов в 16 по шведскому времени (-2 часа по сравнению с московским) – также без особых проблем. Погуляли по титанику, зашли в бар и в 17 часов отправились на ужин. Там был уже описанный ассортимент блюд, бухара также была бесплатной: красное и белое вино, а также пиво.