Индия
Бэкпекеру на заметку. Индийские автобусы
В Индии всё для блага человека, только в меру физического наличия этих благ. Не исключение междугородный транспорт: в зависимости от спроса, можно встретить как двухэтажный спальный автобус, что и для нас в диковину (например, на направлениях Мумбай-Гоа или Дели-Мумбай), так и куда более употребительное средство передвижения, обозначаемое как «государственный автобус» (state bus).
В Индии всё для блага человека, только в меру физического наличия этих благ. Не исключение междугородный транспорт: в зависимости от спроса, можно встретить как двухэтажный спальный автобус, что и для нас в диковину (например, на направлениях Мумбай-Гоа или Дели-Мумбай), так и куда более употребительное средство передвижения, обозначаемое как «государственный автобус» (state bus). Тогда как железная дорога одна контора, автобусы принадлежат ведению различных государственных и частных транспортных фирм, и потому разноообразия тут куда больше.
Владеющий информацией владеет всем, и чтобы сэкономить время и деньги, полезно пользоваться хотя бы справочником типа Lounly Planet (доступным на английском языке онлайн), дорожными картами, либо получать необходимые сведения от самих людей.
Элементарный вариант – это когда, скажем, на Пахаргандже в Нью-Дели вы приходите в транспортное агенство и просите билет до Ришикеша или Манали. Результат чаще таков: вам чин-чином выписывают билет на фирменном бланке турагенства, взимают от 1200 до 1800 рупий за «туристические удобства», и сажают на рикшу, который отвозит на городскую автобусную стоянку. Другое дело, что хотя на этом автобусе действительно написано «Tourist», от «класса люкс» он достаточно далек, и в реальности стоит не более 650 руп. Мораль: в раскрученных на туристах местах надо знать оптимальные цены, в какое агенство стоит обращаться, а в какое нет, и при том уверенно торговаться (иногда рупий 100-150 полезно сознательно уступить – надо ведь и людям дать возможность подзаработать J).
Если билет приобретается заранее, то время отправления в нём обычно указано на час раньше. Нередко «туристический» (или «фирменный») автобус отправляется не столько по расписанию, сколько по мере заполнения или даже погрузки (нередко совмещая пассажирскую и грузовую перевозки). Сперва он объедет все городские пункты, собирая пассажиров, и только после этого выйдет на трассу. Хотя ночные рейсы с точки зрения ДТП в Индии считаются менее безопасными, пользоваться ими для длительных перегонов куда приятнее.
Заявленный «эйр-кондишн» часто проблематичен, так что лучше ехать не по палящей жаре, а по ночному холодку, тут можно подремать, а утро встретишь на другом месте. Неплохо приготовить затычки для ушей (бывает что по несколько часов крутят громкую музыку или индийкие фильмы), аудиоплейер, глазную повязку и плед. Пару раз делают остановки у индийских дхаба для перекуса традиционной индийской снедью (для этого, правда, бывает необходимо самому предварительно платить в кассу), а малую нужду справляют прямо у обочины. В особо длительных (нередко более суток!) горных рейсах в Гималаях или Непале водители обычно под конец ночи приостанавливаются часа на полтора, чтобы немного соснуть.
В ином случае лучше самому отправиться на басстенд, находящийся обычно в центре каждого населённого пункта. Часто это просто неровная немощёная площадка размером с футбольное поле, а в некоторых городах басстэндов может быть несколько. (Впрочем, кое-где – например, в Ченнае – есть современные автовокзалы, ничем не отличные от наших.) Движение начинается обычно с рассвета и продолжается до послеполудня. Если просматривается касса, можно направиться прямо к ней, но нередко билет приобретается уже в самом автобусе. А так как в Индии далеко не все владеют местной письменностью (а турист тоже приравнен к безграмотному), то надписи не играют особой роли, и направления громко выкликают кондукторы.
Трудно сыскать аналог индийскому «государственному автобусу»: с правой стороны салона на ширине наших двух сидений по индийским стандартам должно находиться три человека, и тут уж бесполено кого-то убеждать или предлагать деньги. Сиденья довольно жёсткие, спинки перпендикулярно-прямые, а колени упираются в скобы и болты впереди (неплохо что-нибудь подложить для амортизации, ибо трясёт безбожно).
Повезёт, если место достанется не с краю, а то будешь всё время сваливаться в проход. Большой багаж привязывают на крыше за небольшую мзду. В случае избытка народа не до церемоний, и часто занимают места, бросая что-нибудь через открытое окно на сиденье (бывает действует). Преимущество таких автобусов – их копеечная стоимость (рупий 50 на три часа проезда), достаточная частота, открытые окна, и возможность сделать за день нескольких пересадок, если нет прямого маршрута.
В общем и целом такой проблемы, чтобы не уехать, в Индии нет. Случаются особые обстоятельства: как-то крупные религиозные праздники, продолжающиеся недели и собирающие миллионные скопления, общенародные выборы, многокилометровые демонстрации и политические митинги на проезжей части, или стачки и забастовки, когда дороги специально перекрывают активисты (как в Непале). В сезон муссона трассы могут быть размыты, а мосты снесены, для устранения чего потребуется немало времени, а в горах нередки обвалы, расчистка которых тоже может занять часы и дни.
В Индии также с удовольствием подвозят – просто из любопытства, обычно мотоциклисты (грузовики и трейлеры бывают заняты). Для этого нужно иметь небольшой рюкзак, удобно умещающийся на спине или животе (однако одиноким девушкам мы этот способ не рекомендуем ).
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Андрей
28.03.2010 at 21:10
Ну наконец-то… А я уж было отчаялся ждать! Куда думаю наш транспортный гид по Индии запропастился? Наверное тестировали маршруты? Супер. Кстати, говорят, ребята со 100 дорог планируют wiki прикрутить на сайт для Стодорожников. Так что возможно вскоре сами путеводители составлять будем… Ждем от вас новостей и дальше…