День 4 – 7 марта 2006 года. Болонья – Модена - Болонья

  Впереди тянулись цепочкой тусклые фонари.
  Под одним из них стояла кучка людей.
  Люди эти сначала были маленькими, недостижимыми,
  а потом выросли до нормального размера.
  Из за зонтов их лиц не было видно, зато свет фонаря
  отражался от зонтов, и все это напоминало
  провинциальный театр, ночную сцену
  на площади Вероны или Модены…

 
  К.Булычев «Заповедник академиков»

  Немного истории

  По образу и подобию римских городов-крепостей этрусское поселение Модена (кстати, произносится она не МодЕна, а МОдена) была отстроена в 3 веке до н.э. До нашего времени, понятное дело, ничего не сохранилось – большинство построек 16-18 века. Современная Модена - административный центр провинции Модена в области Эмилия-Романья. А еще Модена является Меккой для тех, кто интересуется автомобилями. В окрестностях этого города находятся заводы не только Ferrari, но и Maserati, Bugatti, De Tomaso и Lamborghini. Кроме того, презентация спортивных автомобилей происходит в 99% случаев именно в Модене на Piazza Grande у Palazzo Comunale. Разве мы могли проехать мимо такого города?! Тем более что ехать до него от Болоньи 20-23 минуты.

  Для желающих прочесть об истории города подробнее:
  http://en.wikipedia.org/wiki/Modena
 
  Собор Сан-Джузеппе
 
  От вокзала сразу виден собор Сан-Джузеппе – монументальный и величественный настолько, что мы сначала решили, что это и есть кафедральный собор. Подойдя поближе, понимаешь, что на 11 век это не тянет. Внутри – 3 стены с яркими вытянутыми витражами, но на этом все достопримечательности заканчиваются. Куда идти дальше, понимаем смутно, указателей поблизости не наблюдается…
 
  Муж спрашивает у водителя, который намывает у собора свой грузовичок - как идти в исторический центр: Signore, piazza Duomo? Даже этого оказывается достаточно, чтобы мужик просветлел лицом, и стал показывать руками нужное направление. Нам – от этой церкви по улице Витторио Эммануэле до мрачноватого дворца, в который улица упирается примерно посредине, затем вправо и влево, и вы на Piazza Roma перед дворцом герцогов Модены, куда выходят фасады двух небольших церквей.
 
  Дворец герцогов Модены
 
  С 1288 года Моденой правили герцоги Феррары, которые построили для себя огромный и очень красивый Palazzo Ducale, расположенный на Piazza Roma. Из отдельно взятых достопримечательностей на данной площади имеется еще palazzo del Musei, palazzo Santa Margherita и Palazzina dei Gardini publicci, а также церкви – Святого Доминика и Сан-Джорджо.
 
  Герцоги Модены
  http://alexhistory.narod.ru/World/Hronology/Titles/Duke_of_Modena.htm
  http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Dukes_of_Modena
 
  Палаццо герцогов сейчас – военная академия, перед ним – огромная автостоянка. «Ну-ка, ну-ка, на чем ездят местные жители», - с этими словами мы быстренько обежали стоянку – увы и ах, ни одного, даже самого завалящего, Lamborghini или Maserati, или на худой конец, Bugatti, обнаружено не было! У дальнего края сиротливо прижался серебристый «Поршик».
 
  Церкви на Piazza Roma
 
  Церковь Святого Доминика – романская церковь с барочным фасадом, и необычайно красивым интерьером: мощные колонны из пестрого мрамора, многоярусные люстры, спущенные на цепях близко к полу, большие статуи святых, купол, украшенный резьбой…Особенно хорош алтарь Сан-Пьетро 13 века, сделанный мастерами из Вероны. Как только в церкви появились люди (то есть мы), откуда-то из глубин под… церковных выполз пожилой священник и, посверлив нас взглядом, уселся в исповедальной кабинке с книжкой. Наверное, ждал, что наглые туристы, осмелившиеся потревожить полудрему, будут исповедаться? Увы, мы не оправдали его ожиданий…
 
  Здания на площади перед церковью – типично средиземноморские, с яркими стенами и поперечными ставнями. В центре – памятник Объединению Италии – стройная женская фигурка возле нарочито грубого монумента.
 
  Церковь Сан-Джорджо – тоже с приставным барочным фасадом яркого цвета. Она заметно меньше, поуютнее, и народу тут побольше.
 
  Дуомо
 
  От Piazza Roma мы двинулись по аркадной торговой улице, идущей прямо от дворца, на первом перекрестке направо – и через 200 метров оказались на просторной площади, усыпанной разноцветными конфетти (наверное, недавно был карнавал), в центре которой возвышалась такая красота, что ради одной ее стоило бы приехать в Эмилию-Романью! Как мы могли спутать это чудо с собором у вокзала? Ибо Дуомо Модены – это потрясающей выразительности белый резной фасад, весь устремленный ввысь, с высоченной колокольней, которая не влезла целиком ни в один кадр, собор напоминает вырезанную из единого куска мрамора шкатулку, и я не знаю, как это выразить словами и на что это похоже, но мрамор кажется теплым и живым…
 
  Замирая от восхищения и не отрывая взгляда от собора, обходим его кругом. Положительно, это шедевр! На Piazza Grande средь бела дня много праздношатающегося народу, особнячком стоят группки школьников, приехавших на экскурсию. Ветер довольно сильный, и внезапно жестяная раскладушка с часами работы собора и информацией прямо передо мной вдруг летит кувырком, ребятня восхищенно галдит, ей не до культурных ценностей.
 
  Перед тем, как зайти в собор, окидываем еще раз взглядом площадь. Кроме Дуомо, на нее выходит фасад Palazzo Comunale (местная администрация), украшенный по фасаду разноцветными флагами, и часовая башня Ghirlandina (по слухам, с башни открывается очень красивая панорама города, но проверять не стали). С другой стороны площади – здание с аркадами, - Rolo Bank, основанный в 1473 году.
 
  Внутри собора – романская архитектура во всей красе! Коротенько сообщу лишь, что построен он был в 1099 году архитектором Ланфранко (Lanfranco) над гробницей святого Германиуса (Saint Geminianus), покровителя Модены. В честь этого самого святого и назван, кстати, городок Сан-Джиминьяно (San Gimignano), который похож на кладбище (см. Болонью). На этом месте до постройки собора уже возводили парочку церквей, но они обе были разрушены. Останки святого доступны для обозрения в крипте собора. Справа от входа в освещенной нише под стеклом – «Рождение Христа», игровая сценка. Но особенно хороши прямо византийские мозаики алтарной части, к которым можно подняться, и искусно вырезанный из дерева алтарь (?) напротив входа – не совсем похоже на алтарь, но свечи перед ним ставили. В общем, не зря собор внесен в список культурных ценностей, охраняемых ЮНЕСКО.
 
  Грандиозная розетка собора была сделана уже в 13 веке, а вот львы, подпирающие колонны у входа, возможно, романского происхождения и были обнаружены при закладке фундамента. Фасад украшен рельефами: портретами святых и патриархов, сценами из библейских историй. Собор украшен также работами двух известных моденских художников 15 века: Антонио Бегарелли (Antonio Begarelli) и Гвидо Маццони (Guido Mazzoni). Мадонна работы Маццони украшает крипту.
 
  Подробно-преподробно про собор:
  http://en.wikipedia.org/wiki/Duomo_di_Modena
  http://www.traces-cl.com/archive/mar99/themiddl.html
 
  Прогулки по городу
 
  Через дорогу от собора – церковь Chiesa de la Madonna Communale del Voto 17 века. Внутри, кроме традиционного убранства – картины современных авторов, вполне мирные пейзажи. Посмотреть стоит на капеллу Святого Антония Падуанского – красивая роспись мастеров 17-18 века.
 
  По этой же стороне улицы – еще одна симпатишная церковка, а вот дальше мы свернули у абсолютно загадочного мрачноватого здания, выглядящего как небольшая крепость, и неожиданно оказались на площади в окружении домов с потрясающе яркими стенами. Крепостица эта (Castel Maraldo) принадлежала одному местному сеньору, который построил прямо в доме небольшую церковь, где и был похоронен. Церковь была открыта, и мы туда немедля забежали. Удивительно – стены отделаны зеленоватым камнем, слева от входа – саркофаг, на который заброшен как будто хвост огромного дракона…то ли это был канат корабельный, а перед саркофагом – треножник со свечами… Но поразило нас не только это, а то, что в церкви играла музыка, громкая, бравурная, тревожная…
 
  А на залитой солнцем площади в это время проходит ярмарка экологически чистых продуктов: меда, оливкового масла, красного вина, какой-то зелени. От запаха овощей сразу хочется есть. Зверски. Отобедав, с удвоенной энергией осматриваем город дальше.
 
  Неподалеку – церковь Св. Агостино, из узкого переулка мы наткнулись на ее огромную стену. Боковая дверь, через которую мы туда проникли, оказалась как в супермаркете – сама открылась. Такое в церкви вижу впервые. Внутри - богато расписанный потолок, много скульптур, а справа от главного входа - скульптурная композиция 16 века «Погребение Христа». В этом же здании – Палаццо дель Музей.
 
  А дальше мы бездумно гуляем по солнечным улочкам, фотографируем красивые домики и окошки, заглядываем в попавшиеся на пути церкви. В некоторых идут службы, поэтому мы застенчиво топчемся на пороге и тихонько прикрываем за собой дверь. Некоторые нагло закрыты, но у них есть милые дворики, на которые тоже стоит взглянуть.
 
  Неподалеку от кафедрального собора наткнулись на шумную барахолку и овощной рынок. Рыжая собачка, похожая на лисичку, преданно ждет у входа хозяйку, беспокойно озирается – ну где же она?
 
  Сады Эстенсе
 
  Топали мы по городу, топали, и притопали к решетке с надписью «Сады Эстенсе». Общественные, пригодные для гуляния: освещенные солнцем дорожки, небольшой прудик с мостиками, ведущими на малюсенький островок и домиком для кур (!), которые гуляют там же, на лавочке у информационных стендов угрелись хозяйка с собачкой, и обе дремлют, спрятавшись за газетой. Мамы с детками, старички. Славное место.
 
  Сад выходит прямо к той церкви, которую мы видели от вокзала - собору Сан-Джузеппе. Полюбовавшись в скверике на памятник сподвижникам Гарибальди, мы устремляемся к вокзалу.
 
  День 5 – 8 марта 2006 года. La festa della donna
 
  Прогуливаясь по Болонье в последний день, замечаем, что эти негодяи передрали себе наш праздник 8 марта. Ну, мы у них весьма быстро и рьяно переняли 14 февраля, так что можно считать, что квиты. В честь сего праздничного (но рабочего!) дня на дверях некоторых церквей вывешены объявления – типа «завтра женский праздник», а на улицах вовсю продают… да, ее родимую, мимозу, а еще орхидеи в коробочках. Мимозой торгуют тетеньки примерно такого же вида, как и у нас, среднего возраста и неопределенного места жительства, возможно эмигрантки из Восточной Европы, мимоза лежит на невысоких простых столиках-лотках, а привозят ее к месту продажи в длинных картонных коробках. Так и представляю, как где-то на ферме растут целые кусты мимозы, ее срезают большими ножницами, и складывают в коробки. Интересно было бы узнать, как оно на самом деле.
 
  У фонтана «Нептун» какое-то костюмированное действо: студенты в средневековых костюмах веселятся от души вокруг сидящей на обычном стуле дамы в высокой шляпе. Наверное, удачно сессию сдали, или у них так принято отмечать 8 марта.
 
  La festa dell`uomo
 
  Во многих магазинах – распродажи 30-50%, я уже давно замечаю, что в Италии, даже несмотря на то, что мне, в принципе, ничего не нужно, руки сами тянутся что-то покупать: и воон ту сумочку, и вот эту юбочку, и те смешные тапки… Ближе к вечеру мы прогуливались по западной части города, и сначала зашли в один магазин, где купили мужу портфель, а потом увидели в витрине хороший костюм, решили зайти посмотреть.
 
  Я давно поняла, что покупка мужского костюма – дело нешуточное и не женское. Женщина тут вообще ни при чем, ее задача – забиться в уголок и вести себя как можно незаметнее, время от времени согласно кивая своему спутнику, задающему вопрос, нормально ли эта рубашка к этому галстуку. Может быть, дадут подержать кошелек.
 
  Когда мы зашли в магазин, к нам устремился, приветствуя нас, продавец, одетый с некоторым щегольством – такое сочетание рубашки и галстука могут позволить себе только итальянцы. Муж сказал, что именно хочет, и работа закипела – с вешалок срывались брюки и пиджаки, они одевались на моего мужа, не подходит, синьор? – а вот еще, такое же, но с перламутровыми пуговицами! Нет? А вот чистейшая шерсть, синьор, писк сезона, а вот этот цвет вам так идет…
 
  Вообще, итальянские продавцы, особенно костюмов, это песня! В прошлый наш приезд в Рим мы зашли в наш заветный магазин мужской одежды с целью прикупить брюк для костюма, купленного еще раньше – отчего-то брюки изнашиваются быстрее, чем пиджаки. Так вот, нашей целью было купить пару брюк, а ушли мы оттуда с парой брюк, летним костюмом, и полудюжиной рубашек и галстуков. Так и тут – кроме костюма, были опять куплены рубашки и галстуки, при этом меня не отпускала жуткая мысль – а куда я это по приезде буду вешать? (ибо костюмы и рубашки моего мужа занимают в аккурат немаленький платяной шкаф).
 
  Помните, у Булгакова в «Мастере и Маргарите» во время «сеанса с разоблачением» Гелла, общаясь с выбравшимися на сцену женщинами, произносит сначала загадочные слова «Герлен», «Мицуко», «Шанель номер пять», «Нарсис Нуар», а потом вообще начинает тарахтеть только по-французски, и что удивительно, все женщины прекрасно ее понимают? Так вот, обсуждая рубашки и галстуки, продавец переходит на итальянский язык, и что удивительно – мой муж прекрасно его понимает, с чем-то соглашается, с чем-то – нет, в общем, они прекрасно общаются довольно длительное время.
 
  Когда все нужное было выбрано, в дело вступил второй продавец, молчаливо наблюдавший за всем процессом покупки. Я грешным делом думала, что это младший продавец, которому еще не положено работать с покупателями, либо не очень хорошо знающий английский и оттого помалкивающий. Но когда речь зашла о предоставлении скидок и оплате покупок, а также о возврате налога, первый продавец передал нас ему, и побежал собирать все неподошедшие вещи и развешивать их по полкам. Оказалось, что синьор, с которым мы так молчаливо взирали друг на друга, и есть чуть ли не владелец магазина, причем прекрасно говорящий по-английски! Он быстро оформил все документы на возврат налога, сделал скидку, несмотря на то, что платили мы картой, радостно обсудил с моим мужем цвет одной из рубашек, и благодарно пожал руки – причем не только мужу, но и мне. Люблю итальянцев.
 
  Порадовав мужа, решили порадовать и маму мужа – купить местного оливкового масла и ей. Нашли требуемое в одном из местных магазинов, такие бутылочки по 300 мл – масло с приправами.
 
  Вообще, мне глубоко симпатичны итальянские продуктовые лавки, где продают вино, масло, оливки, сыры, макароны и ветчину. Встречаются они как в центре, так и на окраинах Старого города, и радуют глаз ассортиментом, а нос – запахом, от которого начинается активное слюноотделение – как у собачек Павлова. Особенно запомнилось посещение одного из подобных магазинов в Болонье, где муж вступил с продавцом в неспешную беседу о вине, после чего продавец поманил мужа в подсобку (в общем, куда-то в винные закрома), где он запропали минут на 15, а я грустно уселась на стульчик и размышляла о том, до чего же народ непуганый – оставили на незнакомого человека магазин. Вынырнув из глубин винного погреба, продавец с мужем извлекли на свет божий бутылку, содержимое которой мы продегустировали этим же вечером – приятное игристое вино Ламбруско. Вообще-то я употребляю только красное сухое, но это неожиданно тоже понравилось. А еще мне безумно нравятся сыры и ветчина, лежащие в витрине, и я прямо любовалась, как продавец бережно вытаскивает моцареллу из рассола, осторожно ее выжимает, и упаковывает в обертку, а ветчину нарезает на специальной машине четкими отточенными движениями. Или я такая впечатлительная, или одно из двух.
 
  А еще не так давно один знакомый спросил у меня: а как вы не боитесь заблудиться в чужом городе, без хорошего знания итальянского? (ибо наши познания в итальянском скромны и далеки от совершенства). Не боимся, и все – на уровне подсознания куда-то идем, и оказывается, что движемся в верном направлении. А если серьезно, то потерявшись или не будучи уверенным в том, что верно знаешь дорогу, поступаем следующим образом - если они не говорят по-английски, делаем это по-итальянски: «mi scusi + место + per favore». Когда вам будут отвечать, следите за лицом: как и все люди, итальянцы, говоря «направо» или «налево», машинально делают соответствующее движение глазами. Они очень дружелюбны и охотно помогут вам найти дорогу.
 
  День медленно клонится к закату, пора идти «в номера» и собирать вещи, но мы еще долго гуляем по ставшим красными в прощальных солнечных лучах улочкам Болоньи…
 
  Дорога обратно

  Уважаемые пассажиры, на первом этаже
  нашего самолета - расположено багажное отделение
  и бассейн, на втором - ресторан и боулинг,
  на третьем - спальные места бизнес - класса,
  на четвертом - ночной клуб и парикмахерская.
  А теперь со всей этой фигней мы постараемся взлететь.

 
  народное творчество:)

  Справедливости ради следует отметить, что когда мы летели обратно, то ждали автобус у вокзала очень долго, почти 40 минут, и он так и не появился. Устав от ожидания и начиная нервничать, мы взяли такси, и доехали за 15 минут, в то время как автобус идет порядка 40 минут. Правда, местные шоферы такси то ли избалованы русскими туристами и челноками, которые денег не считают, то ли еще по какой причине, но не любят давать сдачу с 20 евро, и прикидываются, что не умеют считать.
 
  В аэропорту нас встретили горы сумок в клетку, набитые до отказа – мы, со своей ручной кладью, смотрелись там как-то нелепо. Оказывается, килограмм перевеса нормы (20 кг) стоит 7 евро, на въезде в страну все, что превышает норму провоза багажа в месяц (кажется, это 50 кг в неделю), стоит еще 4 евро, и все равно люди везут вещи на продажу такими объемами, получается, что даже несмотря на все издержки, в том числе и на взятки таможне, торговать вещами в России выгодно. Не зря я практически ничего не покупаю в России, ну разве что колготки.
 
  Очередь на регистрацию продвигалась быстро, и уже через полчаса мы проходили контроль безопасности, затем – паспортный контроль, и сразу за стойкой пограничников – будочка, где ставят штамп на чеки такс-фри. Получить деньги можно в специальном окошке в дьюти-фри. Пока ждали посадки, муж отправился за деньгами и посмотреть, что дают по магазинам, а я, оглядевшись, обнаружила, что вместе с нами летит несколько дам, которые летели с нами и из Москвы.
 
  Они меня тоже узнали, и завязалась дружеская беседа, в результате которой дамы поведали, что одна из них летает в Италию каждую весну (она из Казани), покупает вещи на год, а вторая, из Самары, успела за те 4 дня, что мы ездили по Эмилии-Романье, доехать до Рима, осмотреть город, и даже скататься в Париж на «Евростаре», и там совершить увлекательную прогулку. При этом она еще и успела купить все, что хотела! Вот это мобильность! Честно признаюсь, что я, несмотря на свой боевой характер и активность, не решилась бы одна так кататься, да еще ехать в другую стану без предварительного бронирования – а она и отель приличный нашла, и два прекрасных города посмотрела. Уважаю таких женщин!
 
  Тем временем подошел муж и высказал мнение, что дьюти-фри так себе. Так и оказалось - весьма небольшой выбор косметики, в сигаретах и выпивке я мало что понимаю, поэтому и не смотрела. Несколько лабазов, торгующих сумками, шарфами, шляпами, ремнями… Ничего не впечатлило. Вскоре подъехал наш автобус, который шустро поколесил по взлетному полю, и подъехал к нашему самолету. Обратно самолет был побольше, вылетели вовремя, долетели тоже хорошо, и уже снижаясь над «Домодедово», я поймала себя на мысли, что я вовсе не против и летом тоже поехать в Италию. И перефразируя Оскара Уайльда, закончу так: «любовь к Италии – это роман, который длится всю жизнь». Вы с нами?
 
  Все полные версии рассказов и фотографии из поездок можно увидеть на http://www.talusha1.narod.ru/

Душа Италии, часть 1
Душа Италии, часть 2
Душа Италии, часть 3
Душа Италии, часть 4
Душа Италии, часть 6, заключительная и полезная

Комментарий автора:
…освещенные солнцем дорожки, небольшой прудик с мостиками, ведущими на малюсенький островок и домиком для кур (!), которые гуляют там же, на лавочке у информационных стендов угрелись хозяйка с собачкой, и обе дремлют, спрятавшись за газетой…

Страницы1

0,0/5 (0)

1 комментарий

  1. Ирина
    Ирина 14 июля

    спасибо!
    Здравствуйте! Хотела сказать спасибо за ваш рассказ об Италии, особенно за полезную информацию. Я только что вернулась из Сев.Италии, мне там пригодились многие ваши советы.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - главный храм в Палермо, где хранятся мощи самой почитаемой на Сицилии святой - святой Розалии.…