Отзывы о туристических маршрутах Россия
Белые ночи, полярные дни — часть 1
Этот путешественнический проект под кодовым названием «Бредовый проект №1» зрел у меня уже давно. И вот, прошлым летом, когда жара в любимой моей столице поднялась град…
1. А МЫ УЙДЕМ НА СЕВЕР
Этот путешественнический проект под кодовым названием «Бредовый проект №1» зрел у меня уже давно. И вот, прошлым летом, когда жара в любимой моей столице поднялась градусов этак до 32, асфальт уже не по-детски плавился, заставляя увязать в нем каблуками, а подмосковным лесам недвусмысленно грозили пожары, я решила, что настал его час! Точнее, день и месяц, и с чистой совестью отправилась на Ленинградский вокзал.
Ехать я собралась до Мурманска, где планировала пробыть несколько дней, потом перебазироваться в Мончегорск, Апатиты и Кировск, затем через Кемь покорить Белое море и Соловецкий архипелаг, а в заключении на «Ан-24» через это самое Белое море перелететь в Архангельск и осмотреть его вместе с окрестностями.
Полутора суток в купе прошли, в целом, нормально. Правда, дала стране угля, точнее, пассажирам кипятка, проводница. На наши вопросы, почему она не изволит кондиционер включить, на этот самый кипяток она и сослалась. «Не могу, — говорила она нам, — потому как включение егойное напрямую зависит от работы агрегата, который кипяток кипятит. Так что, выбирайте или чай, или вентилятор!». И народ почему-то чай выбрал.
Проезжали мы по пути в Мурманск разные станции, со всякими названиями причудливыми. В Карелии, например, где почему-то оказалось еще жарче, чем в Москве, нашлось много станций, в названиях которых было «озеро»: Ригозеро, Ванзозеро, Кедрозеро и т.д. Да и сами эти озера располагались совсем недалеко от станций. Отъехали мы, например, от Сегежи не больше, чем на двести метров, и вдруг увидели изумрудную гладь воды среди леса, где рыбаки прямо на наших глазах ловили рыбу.
А ближе к Мурманску названия у станций стали еще веселее: Зашеек, Африканда, Лапландия. Причем, две последние были совсем неподалеку друг от друга. Веселился, наверное, кто-то, когда эти названия придумывал.
2. МУРМАНСКИЕ ГУЛЯНЬЯ
В Мурманск поезд прибыл утром. Вокзал в городе оказался странным: почему-то к нему предстояло лезть с перрона по лестнице через какие-то кусты. Зато погода явно радовала. Вместо московской жары и вместо обещанных в Мурманске Гидрометцентром тринадцати градусов с дождем, наблюдалось около двадцати при абсолютно ясном небе.
Для места жительства на одну ночевку мне вполне подошли комнаты отдыха на железнодорожном вокзале. Были они вполне сносны, а ответственная за них тетя меня, вообще, сильно развеселила. На вопрос, где, собственно, ключи от номеров, — она ответила просто: «Да вы не бойтесь, у нас тут не воруют!». Я обалдела и, ради интереса, даже осмотрела дверной замок. Хе-хе! Он был полностью замазан масляной краской и, в принципе, уже замком не являлся.
А потом я закупила атлас по Мурманску, путеводитель «Ле Пти Фюте» по Мурманской области, оказавшийся в результате просто великолепнейшим, и отправилась покорять город.
Мурманск мне понравился сразу. Если честно, то так у меня бывает крайне редко – когда влюбляешься в город с первого взгляда. Но тут любовь состоялась. Мурманск был чудесен. В нем я сразу прочувствовала тот самый настоящий северный морской дух, полный гордости и суровости. А уж когда я увидела морской вокзал, то преисполнилась к Мурманску, вообще, самыми светлыми и высокими чувствами. Но обо всем по порядку.
Основали Мурманск, как выяснилось, не так давно, а именно в 1916 году. В те времена России понадобился новый порт для защиты северных рубежей. И Кольский залив (он же часть Баренцева моря) в этих краях был глубоким и весьма подходившим для этих целей. Поэтому в 1912 году на месте будущего Мурманска поставили геодезический знак, а уже через четыре года протянули сюда железнодорожную ветку из Петрозаводска и основали порт, который назвали в честь царя-батюшки Романов-на-Мурмане, а переименовали в Мурманск лишь после революции. Впрочем, до 1920 года власть на Кольском полуострове принадлежала белогвардейцам — здесь утвердились английские и американские интервенты. А потом, когда их окончательно изгнали, число жителей стало постепенно сокращаться и сократилось аж почти до нуля. Было время, что СССР вообще хотел отказаться от кольских земель за ненадобностью, но, к счастью, вскоре там нашли ценные полезные ископаемые, и больше таких диких мыслей ни у кого не возникало. Мурманск рос и хорошел и в итоге стал самым большим российским городом за полярным кругом, каким и считается до сих пор.
Сейчас главной мурманской площадью, пожалуй, была площадь пяти углов с гостиницей «Арктика» посередине. Построена эта гостиница была в советские времена, но в 1930-е годы, до нее, здесь стояла другая, бывшая в то время очень крутой, потому как уже тогда в ее номерах были ванны и телефоны. Но, впрочем, теперешняя «Арктика» смотрелась тоже очень приятственно и симпатично. От нее я и начала свою прогулку по городу.
Мурманск был уютным и вполне благоустроенным городом. Он располагался на холмах и внешне из-за этого чем-то даже был похож на Владивосток или Южно-Сахалинск. На его центральных улицах стояли пяти-семи этажные дома, выкрашенные в пастельные тона, а кругом обильно цвела сирень. Да-да, несмотря на середину июля, в Мурманске цвела сирень! А еще рябина, причем совсем не такая, как у нас в средней полосе. Мурманская рябина росла кустом, то есть у нее был не один ствол, а сразу несколько, и именно, что стволов, толстеньких таких! Вот, что значит – север!
Но стоило мне уйти из центра и свернуть на боковые улочки, Мурманск сразу начал меняться. Здесь уже стояли другие дома, в основном хрущевского типа, и часто встречались вывески, сделанные еще на старосоветский манер – этакими толстыми горящими буквами: «Универмаг», «Продукты» и другие. Но именно тут он мне и нравился больше всего, потому что именно тут чувствовалась его история. Вот, к примеру, Ленинградская улица. Сейчас даже автомобили ездили по ней не часто. А раньше она считалась самой главной в городе. В 1920-м году здесь была построена первая узкоколейка, по которой пустили нечто, похожее на трамвай. И, конечно же, ее показывали первой всем приезжавшим в город знаменитостям – Кирову, челюскинцам…
Вот такие улицы, пожалуй, и создают тот самый дух города, который так приятно ощущать в путешествиях…
3. СААМИ И СЕВЕРНЫЕ МОРЯ
Кроме внешних мурманских достопримечательностей, я, дабы получше узнать историю и культуру Кольского полуострова и самого города, посетила несколько здешних музеев. И самым интересным из них, разумеется, стал краеведческий. Даже тот факт, что его открыли еще аж в 1926 году, а его почетными посетителями были Юрий Гагарин и Фидель Кастро, говорил о том, что в нем было, на что посмотреть. Не станут же первому космонавту и лидеру дружественной нам Кубы всякую муру показывать?
В музей я попала одновременно с группой каких-то студентов, и у меня даже получилось что-то типа экскурсии. Из нее, я, например, узнала, что, несмотря на то, что на Кольском полуострове преобладают зоны тундры и лесотундры, климат здесь, в целом, считается более-менее умеренным, зимой обычно бывает не сильно морозно, а летом – прохладненько. А, благодаря Гольфстриму, Мурманский порт практически никогда не замерзает.
Если честно, то каждый зал музея был потрясающе интересным, давненько я не встречала таких краеведческих. Но больше всего мне понравились три – геологический, изучения флоры и фауны Баренцева моря и быта саами.
Кроме всяческих пород, среди которых я опознала лишь апатит, слюду и аметист, в геологическом зале имелся макет Кольской сверхглубокой скважины, которую пробурили в поселке Заполярный. Из-за своей глубины в 12 262 метра она, в свое время, была занесена в книгу рекордов Гиннеса, а ученые, изучавшие керн, сделали множество открытий. Например, они нашли живые микроорганизмы гораздо глубже, чем им полагалось быть, и сделали вывод, что наша планета гораздо старше, и жизнь на ней зародилась намного раньше, чем считалось. А еще на трехкилометровой глубине ученые обнаружили очень интересные породы, схожие по составу с лунным грунтом! Вот так-то, даже на Луну летать не надо было, оказывается!
В зале изучения флоры и фауны Баренцева моря я ознакомилась с рельефной картой этого моря – достаточно объемной и познавательной. Например, выяснилось, что Баренцево море очень мелкое – его средняя глубина не превышает 200 метров, из-за Гольфстрима оно успевает неплохо прогреваться, и в нем водится много чего теплолюбивого. А что и кто конкретно там водится, было видно в безводном музейном аквариуме. Собой он представлял огромнейшую стеклянную витрину во всю стену с изображением берега, шельфа и глубинного дна. По дну «ползали» ракушки и крабы, «росли» водоросли, «плавали» планктон и рыбы. Причем вся живность была практически настоящей – извлеченной с морских глубин и засушенной. И только рыбы были сделаны из папье-маше. Но смотрелся весь этот аквариум исключительно реально!
Кстати, насчет крабов. Приключилась с ними здесь преинтереснейшая история. Раньше, как таковые, они в Баренцевом море не водились. И на пробу для развода сюда их завезли с Камчатки в 1961 году. Камчатским крабам на севере понравилось, и размножились они тут в неимоверном количестве. Причем в таком неимоверном, что стали самым настоящим бедствием, потому как поели тут всю морскую живность, какую могли. По логике вещей, их надо бы теперь промышленно вылавливать, да поедать. Но из-за нашей бюрократии квоту на отлов крабов отечественным рыбакам не дают, и ловят их исключительно браконьеры, коих, в свою очередь, отлавливают спецслужбы и штрафуют! А крабы, меж тем, в том же темпе продолжают размножаться и поедать еще оставшуюся в Баренцевом море немногочисленную живность. А еще та же самая морока происходит и с ловом рыбы. Владельцам наших рыболовных судов выгоднее продавать рыбу… в Норвегии, чем в собственном мурманском порту, потому что за вход в него они должны платить какой-то немереный налог и оформлять кучу всяческих бумаг. В общем, разводим бюрократию мы сами для себя же…
А вне конкуренции в музее стал все-таки зал быта саами (правильно — именно саами, а не саамы). Эта народность жила на Кольском полуострове с незапамятных времен и считалась самой, что ни наесть коренной. К сожалению, в 1990-е годы саами стали спиваться, и теперь их почти не осталось. Правда, власти активно взялись за возрождение их культуры и языка, а в поселке Ловозеро, где они еще проживали, но куда, собственно, мне так и не удалось попасть, открыли их этнографический музей.
Но лично я бытом и жизнью саами очень прониклась – интересным они оказались народом, с массой традиций, обычаев и обрядов. Прежде всего, саами считались полукочевниками и поклонялись собственным богам, коих видели в родниках и сейдах – огромных валунах, стоявших на мелких камешках в определенных местах. Внешне они практически не отличались от славян, занимались рыболовством и оленеводством, а, вот, жить старались там, где бы ни было никакой связи с миром. Жилища саами строили из тонких стволов деревьев, крыши покрывали дерном – так маскировались, а называли они эти жилища вежа. Одно из них я осмотрела в музее. Внутри вежа были очаг и «кровать» — подстилка из оленьих шкур. Но вежа считалось жилищем, так сказать, стационарным. Когда же саами ходили пасти оленей, а ходили они туда не на один день, то строили себе другие дома, очень похожие на чумы — кувакса. И только с приходом в эти края более продвинутых и суровых китобоев поморов (между прочим, древних новгородцев) жилища саамов стали строиться из сруба, а внутри них появились печи.
Одежда у саамов тоже была очень оригинальной, точь-в-точь такой, как рисуют в мультиках о крайнем севере – шубы и сапоги из оленьих шкур. Например, мужская шуба являла собой этакий… двойной тулуп с мехом внутрь и наружу и называлась совик. Под меховые же сапоги – пимы – саамские мужики надевали меховые чулки – липты. Все это добро крепилось к одежде специальными завязками, типа подтяжек! Кстати, летом они тоже носили все меховое, правда, уже не настолько утепленное. Но именно меховой была даже летняя обувь, к примеру, тапочки – каньги. Впрочем, саамские женщины одевались более изящно и со вкусом, и летом предпочитали носить все ж таки сарафаны, причем не простые, а поярче – как правило, красные или оранжевые!
Когда саамский юноша решал жениться, он до кучи напяливал себе на бедро красную повязку – символ того, что он «на выданье». Когда же он невесту себе уже выбирал, и она соглашалась быть с ним навеки, начинался спектакль. Во время свадьбы за бедной девушкой носились по дому все знакомые женщины, а ее задачей было от них удирать. Наконец, они ее ловили, привязывали к столбу, а мужчины наставляли на нее оружие. Потом подходил жених с хлебом, и невеста начинала к нему ласкаться. Так она изображала… оленя! После свадьбы тоже было весело. Целый год новоявленный муж жил в доме родителей жены, и они к нему присматривались со всех сторон. И только, спустя этот год, ежели все было в порядке, муж, наконец, получал свою супругу, так сказать, в постоянное пользование.
В общем, в краеведческом музее я отлично провела время, а потом пошла осматривать другой важный музей Мурманска – Военно-морской музей Северного флота.
Находился он на окраине города, в доме морских офицеров. И я, добираясь туда, наконец-то, познакомилась с мурманским маршруточным транспортом. Уже позже я ездила на маршрутках постоянно, но то первое мое знакомство запомнилось и почему-то стало грустной закономерностью – мне, к удивлению, стали попадаться исключительно злобные водители сих мурманских транспортных средств. А тот первый, увы, просто поразил до глубины души. Он так наорал на женщину, которая не могла закрыть дверь, что даже мне стало неудобно. В результате, дверь мы с ней закрыли вместе, а водитель потом еще долго что-то гневно бурчал. К счастью, все остальные люди мне встречались только милые и приятные.
…Во время Великой Отечественной войны недалеко от Мурманска шли очень серьезные бои – здесь бойцы защищали наши северные границы. Досталось и самому Мурманску, он вошел в пятерку российских городов, которые бомбили сильнее всех.
В Военно-морском музее Северного флота как раз хранились вещи наших моряков-защитников. К примеру, я была очень тронута тамошними расшитыми кисетами, которые они брали с собой в море. Я, наконец, поняла, почему так дорожили этими кисетами бойцы – посмотрит воин на такую из неровных стежков красную звезду в обрамлении нежных цветов, вспомнит, что вышивала их дочка, которую просто необходимо защитить и уберечь от врага, и бросится в бой с новыми силами…
Другое впечатление, но еще более ошеломляющее, я получила от экспозиции вещей военнопленных из лагеря с севера Норвегии. Вырезанное из дерева сердечко с надписью карандашом: «Нас уводят. Куда, неизвестно. 10/X 1944 год»… Дневник мальчика-военнопленного, где он пишет, что первого января, в новогодний праздник, у него был выходной, ему дали больше хлеба, чем обычно, и ему еще сильнее вспомнился дом и мама… Одежда из бумаги… Обувь с сеткой для хождения по болотам… Объявление, подписанное администрацией лагеря, о том, что из 28 недавно сбежавших русских военнопленных, одиннадцать пойманы и расстреляны. И если кто-то еще осмелится на подобный поступок, то тоже будет убит…
До глубины души меня поразила история крейсера «Варяг». В первые дни русско-японской войны он затонул на Дальнем Востоке. Потопили «Варяг» его же моряки, геройски не спустив флага и решив, что лучше погибнуть, чем сдать корабль врагу. Потом, уже после войны, японцы подняли его со дна моря, и нам, увы, пришлось выкупать у них свой же исконно русский крейсер, чтобы он вновь принадлежал нашей флотилии – мурманской…
4. ДЛЯ ОБРЕТЕНИЯ ДУХА
Впрочем, только музеями я не удовлетворилась и ближе к вечеру отправилась в местный океанариум. Захотелось мне, понимаешь, прочувствовать север до конца, вот я и придумала себе мероприятие для, так сказать, окончательного обретения северного духа – ведь в океанариуме выступали, ни кто иной, как арктические тюлени!!!
Океанариум находился на городском Семеновском пруду, в зоне отдыха, построил его бывший мурманский мэр, и народ сим заведением очень гордился. Впрочем, сам по себе пруд был тоже не плох. К нему от входа в зону отдыха ездил паровозик, а сам пруд окружали полярные кривые и ужасно тощие березки, а из его центра бил фонтан!
Представление было потрясающе смешным! Правда, кроме меня, зрителями там были только… кхе… детишки дошкольного возраста вместе с родителями, но нам всем все равно очень понравилось! Оказалось, что такой океанариум, где дрессируют арктических тюленей, вообще, единственный в мире и в своем роде. Всего же тюленей здесь было шесть, а до кучи еще имелся морской заяц по имени Дик. Внешне он был вполне симпатичным зайцем, с длинными такими белыми усами и безумно напоминал моржа. Но дрессировки он не поддался, а посему просто плавал в бассейне. Тюлени же показывали высокий класс! Они и мячи кидали, и обручи крутили, и подпрыгивали, и на бордюр к зрителям для фотографирования в системе «макро» выскакивали, и даже танцевали, кружась парами в вальсе на одном месте! А круче всех зажигал тюлень по имени Филипп. Дрессировщик ему так незатейливо говорил: «Мерзни!», и он начинал дрожать всем телом мелкой дрожью, а зал покатывался со смеху.
В общем, в океанариуме я получила нехилую такую зарядку северным духом, а после отправилась в мурманский морской порт, так сказать, ее усиливать и укреплять.
Сооружением порт был не таким веселым, но вполне жизнедеятельным, и располагался неподалеку от железнодорожного вокзала. А, вот, чтоб попасть в него, надо было, оказывается, сначала выйти на одну из вокзальных платформ, а потом уже с нее по мосту перейти к порту. В общем, подивившись оригинальности такой конструкции, я вскоре оказалась у самых берегов Кольского залива.
Кругом стояли мощные, пусть и ржавые, морские корабли, поодаль портовые краны загружали на них грузы, баржи входили в гавань, в ресторанчике в здании морского вокзала играла бодрая музыка, народ веселился, жизнь кипела, а рядом висело расписание рейсов единственного пассажирского судна «Клавдия Еланская», которое раз в три-пять дней ходило из Мурманска в Архангельск. Впрочем, попасть на борт этого судна, похоже, было не просто. Прямо под расписанием висел листок с написанным от руки перечнем пассажиров, желавших купить билет. Напротив многих фамилий было добавлено загадочное «+1 авто», то есть, по-видимому, народ еще и своих четырехколесных друзей в Архангельск перевозить изволил. А самым интересным, на мой взгляд, был статус этой «Клавдии Еланской». Дело в том, что из Мурманска, она шла, как обычное рейсовое судно, даже заходила по пути на несколько погранзонных арктических островов. А вот в Архангельске превращалась во временную собственность некой туристической фирмы, и назад в Мурманск на «Еланскую» билетов уже купить было нельзя. Точнее, можно, но только через эту турфирму вместе с полным турпакетом. Почему так? Да потому что остановку на обратном пути «Клавдия Еланская» делала на Соловках, и как раз туда ехали на ней всевозможные туристы. А что оставалось делать обычным пассажирам, желавшим попасть в Мурманск? Да все, что угодно – купить тот же турпакет, ехать полутора суток поездом или лететь самолетом! Фирме-то какое дело?…
Когда я уходила из порта, вовсю светило солнце. Я глянула на часы. Мама мия, на них было без пятнадцати двенадцать! Ночь! Полярная ночь! Точнее, полярный день, который длится всю ночь! И так здесь 61 день в году, когда солнце не заходит за горизонт, и 44 дня, когда оно не поднимается над ним. Кто-то из мурманчан когда-то пошутил, что, мол, москвичи, такие сякие, если еще и представляют себе, что бывает полярная ночь, то никак не могут представить, что такое полярный день. Это точно! Ну, не понимала и не принимала моя голова вместе со всеми имеющимися там мозгами, как такое может быть! До двух часов ночи я сидела у себя в комнате и писала дневник. Писала без света. В окно светило солнце, а по привокзальной площади, как средь бела дня, ходили люди. Вон женщина с сумкой – как будто собралась на работу, вон мужчина у киоска выбирает газету, вон дворник с метлой грозит кулаком водителю промчавшейся мимо «шестерки», раздувшей ветром весь собранный в кучку мусор. Ну, день и день, только ночь!
5. КОЛА – ЭТО ВАМ НЕ ПЕПСИ
…Из Мурманска у меня получилось съездить в Колу – городок-спутник в 12 километрах к югу. Это было легендарное поселение, а главное – самое древнее на всем Кольском полуострове. Жизнь здесь появилась еще аж в 11 веке, а в 14-ом прибыл на сии земли соловецкий монах-отшельник Феодорит и занялся крещением всех местных саами. А потом Кола стала самым северным оборонительным портом России (до появления Мурманска, разумеется) и героическим городом. Отличились ее жители во время Крымской войны, которая докатилась и до здешних мест. В 1854 году на Колу напало мощное английское судно под названием «Миранда». Народ поклялся стоять насмерть, защищая стены родного города, и выстоял. Англичане сожгли три четверти деревянных построек Колы, но взять ее так и не смогли. А после царское правительство так и не удосужилось выделить денег, чтобы Кола смогла отстроиться заново. Почему-то не оценило оно подвига защитников рубежей империи… Эх…
Из Мурманска в Колу я доехала на маршрутке. Теперь это был небольшой городок с советскими шести-семиэтажными домами, главной улицей-бульваром и чем-то вроде бывшего Дворца культуры с колоннами, превращенного ныне в торговый пассаж. Стояла Кола на двух речках, Коле и Туломе, в одну из которых с местного предприятия из трубы стекала под напором какая-то дрянь, а с моста открывался прекрасный вид на Мурманск. Здесь было много песчаных пустырей, с вколоченными сваями неподалеку – видимо, что-то хотели строить, а потом деньги закончились. А на этих пустырях дети играли в футбол.
Но, в целом, Кола показалась мне уютным, зеленым и симпатичным городом, а, что самое интересное, с большим количеством непонятно, откуда взявшегося, финского иностранного люда! О, как!
В Коле я успешно осмотрела ее главную достопримечательность — до сих пор считавшуюся главным храмом Кольского полуострова Благовещенскую церковь и колокольню рядом с ней. Построили церковь в 1783 году по приказу Екатерины Второй. Возжелала тогда царица, чтоб в самом северном порту России стоял каменный храм, да и выделила на это дело восемь тысяч рублей денег. И в итоге получилось, что Благовещенская церковь стала тут единственным каменным строением вплоть до революции. Правда, во время артобстрела с «Миранды» она сильно обгорела, но потом ее вполне удачно восстановили.
Церковь даже внешне была очень интересной – массивной и низкой с большим таким синим приплюснутым куполом. Я попала как раз на службу и сильно подивилась, когда увидела выходивших из ворот двух весьма подогретых товарищей. Но еще больше я впечатлилась, когда узрела прямо рядом с церковью столик, за которым выпивали другие товарищи!.. Впрочем, сама служба шла вполне обычно. А столик? Может, оно так задумано было с позволения батюшки?.. В общем, ладно…
6. ОЛЕНЬИМ ШОССЕ
Мне очень понравилось в Мурманске и в Коле, но мое путешествие только начиналось, впереди было еще много интересных городов, и я решила двигаться дальше. Так, в один из дней я села на автобус до Мончегорска.
Из Мурманска в Мончегорск предстояло ехать три часа, а автобус нам подали сногсшибательный. Это был древний-предревний «Икарус» без мягких кресел, ободранный изнутри и снаружи и полный пассажиров. Сиденья в нем стояли так близко друг к другу, что мои колени упирались в спинку переднего, и сидеть я могла только по диагонали, чему, разумеется, невольно мешал соседний пассажир. В общем, ехали мы весело.
А дорога была примечательная. Мы проезжали через невысокие сопки, поросшие еловым лесом. Елки же были не простые, а лесотундровые – невысокие с короткими, видимо, из-за вечной мерзлоты, ветками. Периодически леса сменялись лугами, и тогда природа становилась похожей на толкиеновское Средиземье – трава салатного цвета, холмы и изумрудный лес на их склонах. А вдоль обочин дороги повсеместно росли кустообразные осины, рябины и березы.
Пока мы ехали, я заметила аж целых три интересности. Первой было то, что по пути нам не встретилось ни одного населенного пункта. Правда, время от времени в дорожных карманах попадались «забойные» кафе-ларьки для поддержания сил особо страждущих путников. А рядом с ними почти всегда стояли самодельные стенды, гласившие о продаже семги и икры – браконьерской, конечно же. Второй интересностью было то, что, несмотря на отсутствие городов и людей, в кустах у дороги нам то и дело встречались вырезанные в натуральную величину из картона машины ГАИ, раскрашенные в бело-голубые цвета. Еще попадались просто старые автомобили, но тоже раскрашенные под «гаишные» и с черными окнами из картонки. Зачем их здесь столько было – толи потому, что живые гаишники сюда не добирались, толи из-за того, что они просто не водились в этих краях, — для меня так и осталось тайной. А третья интересность тоже оказалась загадочной. На всем протяжении пути на обочине вдоль дороги красовались кучи песка с воткнутыми в них табличками «Песок»! Для чего были нужны эти кучи, меня так и не осенило. Дорогу вроде бы ремонтировать никто не собирался!
По пути мы заехали в город Оленегорск. Своим появлением на свет божий Оленегорск был обязан геологам, которые нашли тут железорудное месторождение. Потом как раз рядом с ним образовался горно-обогатительный комбинат и вырос город. Судя по путеводителю, никаких особых достопримечательностей в Оленегорске не было. Да и мне самой, честно говоря, он с первого взгляда как-то не очень понравился, показался каким-то заброшенным и разбитым. Даже на автостанции стояли лишь водонапорная башня, сарайчик и кафе в виде второго сарайчика. Впрочем, в том кафе продавались обалденные пирожки с капустой, и, пока я покупала, а затем поедала этот пирожок, у кассы по продаже билетов разыгралась забавная сценка, доказывающая, что женская логика есть везде, и обладают ею женщины, видимо, абсолютно всех возрастов!
К кассе подошла боевая бабулька и грозно так, с наездом, начала возмущаться:
«Почему вы продаете билеты в Мончегорск на дорогой мурманский автобус, когда через полчаса пойдет дешевый оленегорский?!».
«Да, какие хотите, такие и покупайте!» — отвечала ей кассирша.
«Но ведь оленегорский пойдет только через полчаса, а мурманский прямо сейчас?» — продолжала гневно бабулька.
«Да».
«Тогда на мурманский мне давайте, чего ждете!»…
No comments…
7. ПОЧТИ ВЫЖИВШИЕ
Наконец, мой автобус прибыл в Мончегорск. Уже на подъезде к городу на горизонте появились мончетундры. Монча с языка саами переводится, как «красивый», а тундры, как «горы». И эти горы были действительно красивыми, не очень высокими, с плоскими вершинами, на которых кое-где еще (или уже?) лежал снег. Они не были отрогами Хибин, как я подумала сначала, а официально считались отдельно взятыми горами, ведь еще в здешних краях были ловозерские тундры, хибинотундры и разные другие.
Мончегорск встретил нас транспарантом-растяжкой «С Днем металлурга», памятником металлургу с кувалдой, дымившими трубами и запахом, который обычно бывает на железнодорожных развязках с большим количеством товарных поездов – запахом мазута и чего-то еще неопознанного. Потом он меня все время сопровождал в городе. Не могу сказать, что от этого мне было неприятно, скорее, просто необычно.
Главным градообразующим предприятием Мончегорска считается «Северникель» — завод по выплавке цветных металлов, в основном, никеля и меди. Вот от этого предприятия и витали по городу такие специфические ароматы. Кстати, именно из-за «Северникеля» в Мончегорске и его окрестностях случилась, ни много, ни мало, экологическая катастрофа. Об этом мне подробно рассказали в местном музее истории города. Из-за выбросов никеля и меди погибли и засохли почти все здешние леса, реки и озера оказались отравленными даже в Лапландском заповеднике, который существовал аж с 1930-ого года, и где увеличивали поголовье северных оленей, а люди все чаще стали болеть раком. Последствия катастрофы видела и я, когда на следующий день уезжала из Мончегорска. Несколько километров мы ехали по засохшему еловому лесу. И я не скрою, что картина эта была ужасной и удручающей. Сейчас экологи уже что-то пытаются делать, чтобы восстановить природу, но, как говорят, получается это у них, увы, малоэффективно.
…Оставив вещи в гостинице «Север», где я устроилась на ночлег, я пошла гулять по городу. В целом, Мончегорск производил приятное впечатление. Он был очень зеленым и, на первый взгляд казалось, что он состоит всего из двух частей: проспекта Металлургов – главной улицы — и сплошного лесопарка, вытянутого вдоль огромнейшего, почти бескрайнего озера Лумболка. Дома здесь были, как и в Коле, простыми советскими семиэтажками, но отремонтированными и покрашенными в разные веселенькие цвета. А парк находился в небольшом запустении. Хотя на центральных аллеях тут и были, к примеру, цивильные скамейки, стоило отойти немного в сторону, как начинался самый настоящий бурелом, а вдоль парковых дорожек грандиозно разрасталась брусника.
Но вскоре я нашла и другие достопримечательности. Например, памятник лосю – символу города. Впрочем, какое отношение лоси имели к Мончегорску, для меня, честно сказать, так и осталось за кадром, но памятник был оригинален. Одновременно он считался фонтаном – стоял он в своеобразном бассейне, а из-под копыт лося брызгали в стороны четыре тонкие струйки воды. Еще я открыла для себя самое тусовочное место города – центральную площадь, где, кстати, кроме заброшенной многоэтажной гостиницы «Лапландия», находилось и здание мончегорской администрации. Тут же рядом собиралась молодежь, пила пиво и развлекалась. Но больше всего мне понравились сами мончегорцы. И, прежде всего, своей предприимчивостью. То и дело на улицах города мне попадались всякие развлекательно-досуговые заведения. Нет, я вовсе не о ресторанах, барах и кинотеатрах, хотя всего этого в Мончегорске тоже было навалом. Я о другом: о клубе моделизма, где народ творил модели самолетиков, о шахматном клубе, о секции юных техников… Согласитесь, не в каждом городе нынче встретишь подобное!
По Мончегорску я опять гуляла до ночи. Погода здесь стояла чудесная, вовсю светило солнце, и было даже жарко. Около полуночи я обнаружила еще несколько маленьких теплых озер уже в самом центре города. Народ с полотенцами шел туда… загорать! Небывалое зрелище! Хотя опять же, наверное, тут сказывалась все та же предприимчивость мончегорцев! Летом, когда озера прогревались, и стояла хорошая погода, они вечерами шли не домой, а на пляж. А какая, собственно, разница, где спать: вышел на берег озера, спи себе, да еще и загорай всю ночь! Класс! Температура ночью, если и понижается, то не намного, солнце же светит, а значит – греет!..
8. ВОРОТА ХИБИН
Следующим утром я отправилась в Апатиты. На тот же вечер из них у меня был куплен билет на поезд до Кеми, и за предстоявший день я планировала, ни много, ни мало, осмотреть Апатиты, съездить в Кировск и полазать там по горам.
До Апатитов автобус шел два часа. По пути из окон открывались прекрасные виды на озеро Имандра с его многочисленными низкими и, как будто стелившимися по воде, островами. Где-то здесь находился знаменитый Лапландский заповедник. А ближе к городу окружавшие дорогу горы становились все выше и выше.
Апатиты был вторым по величине городом на Кольском полуострове после Мурманска и еще назывался воротами Хибин. Он был совсем молодым и недавно отметил свое 40-летие. Зато здесь была целая куча филиалов всяких столичных и питерских вузов, так что, городом он считался продвинутым. К тому же в Апатитах как-то проводили Кубок мира по скалолазанию, чем все, естественно, здесь очень гордились. Но, честно сказать, лично я им как-то не особо восхитилась. Складывалось впечатление, что его словно забросили. Улицы почему-то казались пыльными, среди домов преобладали все те же советские пяти-семиэтажки, кое-где разбавленные девятиэтажками и иногда долгостроями, а из достопримечательностей я обнаружила лишь фонарные столбы с проекциями мирного атома из разноцветных лампочек. Зимой, наверное, они бы неплохо смотрелись! Впрочем, в Апатитах было несколько геологических музеев. Но я решила в них не ходить, так как за свою геологическую юность насмотрелась их уже, ох, как немало.
Автобус довез меня до центра города. Я вышла с вещами на площадь и призадумалась. Маршрутки в Кировск ходили именно отсюда, а вещи было бы не худо оттаранить на железнодорожный вокзал и сдать там в камеру хранения. Вокзал же находился на окраине города. Впрочем, как до него добраться, мне объяснили. Я встала на остановке и стала ждать ходивший туда автобус №8. Через десять минут стояния на солнцепеке я малость озлела и спросила местную женщину, как часто автобусы вообще туда ездят?
«Ха, — сказала она, — да они, можно сказать, и не ездят! Так, несколько рейсов в день».
«А как же добираться?» — удивилась я.
«Как написали в нашей газете, — женщина оглядела мою сумку, — раз едете в отпуск, значит, хватит денег и за такси заплатить», — и посмеялась. «Если что, то такси на площади останавливаются!» — добавила она потом.
Мдяяя…
Но решение всплыло само собой. Неподалеку находилась какая-то гостиница, и я, недолго думая, зашла туда и попросила девушку с рецепции приглядеть за моим барахлом. Она согласилась, и так, уже через 15 минут, я ехала в город Кировск – в сердце Хибин!
9. ГОРЫ-РОЗЫ
Говорят, что, если смотреть на Хибины из космоса, то они будут похожи на бутон розы. Это не высокие горы, всего-то от 800 до 1200 метров, но здесь, в Кировске, они были самыми настоящими и на их вершинах, как тогда под Мончегорском, тоже лежал снег. Впрочем, мне казалось, что Хибины должны были быть более суровыми, но сейчас, летом, они выглядели вполне уютно и живописно.
Маршрутка провезла меня через весь Кировск, состоявший из сплошных бетонных пятиэтажек и, к моей радости, подъехала к самому подножию гор. Зимой в этом месте располагалась горнолыжная база, но теперь подъемники не работали, кресла скопом лежали на земле у хозпостроек, а канатную дорогу усиленно готовили к следующему сезону.
Пребывавшая на базе тетя, пристально и недоверчиво оглядела меня с ног до головы, когда я шла мимо. Я же решила просто подняться на одну из горок и полюбоваться открывавшимся оттуда пейзажем.
«Горка» была красивая, с ущельем, по дну которого тек ручей. И, чем выше я поднималась, тем заметнее менялась растительность. Сначала я шла через заросли иван-чая, желтых маков и карликовых березок. Потом их сменил сплошной ковер из брусники и черники с множеством еще незрелых ягод. А затем этот ковер плавно перетек в другой – из светло-зеленых лишайников. Это было потрясающе, а еще более потрясающим было то, что уже подо мной, где-то далеко в ущелье у ручья, был виден снег. Я могла смотреть на него, а подойти и потрогать – никак! А мне так хотелось, ведь даже тут, высоко в горах, было настолько жарко, что, порой, мне казалось, что я вовсе не в Хибинах, а где-то в южных горах Кавказа. И еще поднимусь чуть-чуть и увижу на горизонте Черное море… Но моря я не увидела. Я увидела почти терявшийся в дымке и окруженный подковой гор Кировск, а далеко-далеко, действительно почти на самом горизонте – синюю Имандру. И это было восхитительно!..
Кроме самих Хибин, из перечисленных в путеводителе достопримечательностей Кировска мне приглянулись еще три: озеро Большой Вудъявр в самом центре города, заброшенный железнодорожный вокзал и заброшенная фабрика (люблю я, знаете ли, такие вот штучки). И, что самое интересное, находились они все рядом друг с другом. Раньше Кировск звался Хибиногорском и был переименован в Кировск в честь Кирова, который начал развивать здесь отрасль по производству удобрений. Собственно, благодаря ему, тут и заработала апатит-нефелиновая обогатительная фабрика. И именно она теперь как раз и была частично заброшена, а оставшаяся в живых ее часть усиленно дышала на ладан. Но обо всем по порядку…
Спустившись с гор, я отловила первого попавшегося местного дедушку и спросила его о железнодорожном вокзале. Дедушка сказал, что находится он, в принципе, недалече, можно дойти пешком, и добавил, что он не работает. Потом о том, что вокзал не работает, мне сообщали все, у кого я о нем спрашивала.
Впрочем, идти до вокзала оказалось все же далековато, располагался он в низине, и мне пришлось топать почти через весь город. Раньше и совсем не долго из Апатитов в Кировск ходили пассажирские электрички, потом это сообщение заглохло, и остались лишь товарные поезда, которые загружались на фабрике удобрениями. Для чего же был построен такой огромный железнодорожный вокзал, похоже, не знали даже сами местные жители. В шутку предлагались две версии. По первой, строители путей и коммунизма планировали в дальнейшем прорубать туннель через все Хибины и вести железную дорогу на север. По второй, они просто перепутали Кировск с Кировым!
В общем, по-любому, железнодорожно-вокзальную махину отгрохали. И она, даже в заброшенном виде до сих пор продолжала поражать своим величием. Это действительно было нехилое в архитектурном смысле трехэтажное здание с мансардой-надстройкой и арочными перекрытиями. Правда, теперь от него остался только остов, внутрь которого я, естественно, зашла. Там, в качестве преданья старины глубокой остались лишь огромный барельеф профиля Ленина на стене и лестница на второй этаж. Но подниматься по ней я не стала – и так у меня уже появилось чувство, что еще немного, и тут, среди хлама и завалов я, вот-вот, да и, не дай Бог, наткнусь на какой-нибудь труп, или, вообще, рухнет мне вся эта «красота» прямиком на голову. В общем, я решила поскорее выбираться.
Впрочем, даже сама территория вокруг железнодорожного вокзала и фабрики была самой, что ни наесть, типичной сталкеровской зоной. Никого нигде не было видно, зато постоянно слышались какие-то звуки – работавших машин, станков, стука колес поездов, скрипа тормозов и прочие-прочие. Дополняли картину руины заброшенных цехов обогатительной фабрики, находившиеся тут же рядом – представьте себе, несколько кварталов промышленных зданий с пустыми глазницами окон и с теми же странными звуками изнутри. Говорят, что в этих цехах до сих пор сохранились старые механизмы и советские плакаты с надписями: «Работай в каске!» или «Стремись в передовики!». Попасть в них можно было совершенно беспрепятственно, вход был открыт. Но я, честно сказать, не рискнула. Во-первых, я уже где-то умудрилась вымазаться в мазуте. Во-вторых, меня облепила мошка и начала больно кусаться. А в-третьих и в главных, мне стало просто жутко! Не такая ведь я и крутая…
Конечно, по уму, привести бы здесь все в порядок, да открыть в Кировске горнолыжный курорт федерального значения! Ведь все условия для этого есть! Даже зимой не так уж и холодно бывает!
…Я вернулась в Апатиты, забрала из гостиницы вещи и отправилась на железнодорожный вокзал. Мой поезд в Кемь уходил поздно вечером, и я еще успела немного осмотреть город. Пресловутый автобус под №8 мне в этом поспособствовал, потому как на вокзал так и не пошел.
Впрочем, ничего нового я в Апатитах для себя не открыла, кроме… самого вокзала. Точнее, пути к нему. Когда мне оставалось все лишь спуститься с моста, с которого он был уже виден, как на ладони, оказалось, что спуска-то с моста и нет. Точнее, он был, но очень давно. Раньше вниз вела бетонная лестница, от которой теперь остались лишь воспоминания и перила. Рядом имелась тропа, но такая крутая, что я с трудом представляла, как буду спускаться по ней с вещами. А пришлось! Как я не загремела с этой тропы, даже для меня самой осталось загадкой. Но других вариантов достичь вокзала, как выяснилось, не было, и это был самый, что ни наесть, официальный пешеходный путь!
Наконец, я оказалась в поезде. В нем возвращались в Москву байдарочники и походники и рассказывали о прелестях проведенного отпуска. Я слушала их и тихо радовалась — ведь у меня в отличие от них закончилась только первая часть путешествия. А впереди были еще две — не менее захватывающие и интересные.
Белые ночи, полярные дни: ч. 2
Белые ночи, полярные дни: ч. 3
Продолжение следует…
Только для www.tours.ru Перепечатка только с разрешения автора.
Комментарий автора:
Оказалось, что такой океанариум, где дрессируют арктических тюленей, вообще, единственный в мире и в своем роде. Всего же тюленей здесь было шесть, а до кучи еще имелся морской заяц по имени Дик. Внешне он был вполне симпатичным зайцем, с длинными такими белыми усами и безумно напоминал моржа. Но дрессировки он не поддался, а посему просто плавал в бассейне. Тюлени же показывали высокий класс!
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
Стюфляев Роман
18.12.2006 at 11:47
С почином!
Ну, Наташ, прочитали и тепереча ждем с нетерпением продолженья! Особливо третьей части:-)))))) Здорово у тебя получилось про Муробласть!:-)