День одиннадцатый. Мадрид. Новый Год.

Утром следующего дня Д. мне приготовил сюрприз, сбрив бороду. Учитывая, что без бороды я его за 6 лет, что мы вместе еще ни разу не видела, это было самым сильным впечатлением дня. Все остальное тонет в тумане.

Позавтракав, мы выдвинулись в город. У нас был еще к Мадриду единственный невыполненный долг – это Музей Прада. К нему-то мы и отправились прямой дорогой. Оказавшись возле него около одиннадцати, мы довольно быстро смогли зайти, несмотря на порядочную очередь (по воскресеньям этот музей бесплатен). Мы заранее решили в этот раз действительно взять аудиопутеводитель. Мы честно говоря еще никогда их не брали, поскольку всегда обходились бесплатной информацией, информацией из интернета, собственной фантазией, да и вообще не любим оба экскурсии. Это должен был быть наш дебют, и мы уже радовались тому, какие у нас будут заинтересованные лица (у людей с такими аудиогидами всегда жутко заинтересованно-таинственные лица), и как много мы узнаем о картинах Гойя. Да не тут-то было. Доведенные постоянными распросами девушки, выдававшие аудиогиды, на просьбы выдать штучку, реагировали практически истерически, выкрикивая, что гидов нет. Любые дальнейшие вопросы, например, когда примерно, она думает, что они будут, были бесполезны, так как тут же отвергались гневным взмахом руки. При этом народа в музее было не так уж много, а гиды были лишь у редких счастливчиков. Может быть, остаток гидового стада был где-нибудь на зимовье? Или на них как раз наговаривали какие-нибудь новые пикантные подробности из жизни великих художников. Пришлось обойтись собственной фантазией, поскольку даже таблички возле картин были очень лаконичны и исключительно на испанском языке сообщали название картины, автора и примерную дату создания. Даже на короткие описания, как в Лувре, Эрмитаже и вообще в любом уважающем себя музее, Прада не разорилась. Насчет английского или на худой конец французского языка я вообще молчу.

Несколько разочарованные таким поворотом дел, мы бродили от одной картины к другой, иногда присоединяясь внаглую к экскурсиям, почему-то в основном на русском языке (честно говоря, я не помню, чтобы нам в Праде попалась экскурсия с гидом на каком-нибудь другом языке). Как это часто бывает, после второго зала (где-то 10-15й картины), все смешивается в воспаленном мозгу. Смутно помнится страшные черные картины Гойя. По-настоящему сильное впечатление оставил Боско вообще и «Сад наслаждений» в особенности. Больше всего нам понравилась временная экспозиция, в которой рассказывалось о развитии рисунка как подготовительной работы к картине и были выставлены потрясающие рисунки мастеров.

Выйдя из Прады, мы обнаружили уже разложивших свои мольберты шаржистов, пару палаток с разными туристическими причиндалами (боже, кто ж там покупает?) и пару лотков с картинами местных умельцев. После Прады сравнение идет конечно не в пользу умельцев, но напрашивается вопрос, когда же испанцы работают? Вся эта ярмарка начала работать не раньше чем в час (было 2, когда мы вышли из Прады, а некоторые еще раскладывали товар).

Бесцельно послонявшись по уже надоевшей улице, мы решили съездить на вокзал, чтобы узнать насчет завтрашней поездки в Валенсию, не стоит ли поехать на поезде. Вокзал находился довольно недалеко от центра и мы потопали туда пешком. По дороге мы осилили кофе в Макдональдсе, заодно выяснив, что испанские макдональдсы имеют намного меньше выбора, чем их немецкие братья. ИЗ кофе там было только кофе. На мой вопрос, есть ли у них капуччино, продавщица с удивлением приподняла брови и предложила кофе с молоком. Меню стоит намного дороже чем в Германии, кучи видов гамбургеров и «дополнительных товаров» типа мороженного, пирогов, салатов и т.п. начисто отсутствует. Ну да ладно извращаться.

Вокзал Atoca впечатляет с первого взгляда. Почти все внутреннее пространство вокзала, где обычно бывает гулкий зал ожидания, был засажен пальмами и еще какими-то высокими деревьями, глушил обязательный на больших вокзалах плач детей, и делал ожидание в чем-то даже приятным. (см. http://lyavka.livejournal.com/2007/01/31/)

Результат справки был обескураживающим. Ехать из Мадрида в Валенсию на поезде было не только на 1,5 часа дольше, но и на треть дороже, чем на автобусе. Задумавшись, зачем эта ветка вообще существует, мы вышли из вокзала и сели на автобус, чтобы доехать обратно до площади Соль. Как оказалось, наши «общие» билеты по Мадриду действовали только на метро. Почему они назывались «общими», мы до сих пор так и не поняли. Выйдя посреди дороги (когда автобус остановился на красном светофоре) из автобуса, мы решили пойти на самый большой мадридский блошинный рынок, который по чистой случайности именно в этот день должен был проходить совсем недалеко. Мы спросили у разговорчивого старого испанца дорогу, и он, разговаривая с нами на все возможные темы, не заморачиваясь вопросом, понимаем ли мы испанский, (поскольку он хорошо все объяснял, мы его замечательно понимали), он изменил направление нашей прогулки и довел нас практически до самого рынка.

Распрощавшись с ним, мы коротко заметили, что находимся в чем-то вроде мадридского чайна-тауна, и вышли на длинную спускавшуюся улицу, на которой в три ряда стояли палатки и лотки с разной мишурой. Мы осмотрели полосатую одежду (футболки, штаны, гольфы, колготки, сумки – все в расцветках, порадовавших бы Пеппи Длинный Чулок), кожанные и плетенные сумки всех возможных форматов, всякую мелочь типа батареек, стеклянных фигурок, бижутерии и т.д. Все это ничем не отличалось от такого же рода ларьков в любой части света, в России как в Германии, как в Англии и как в Израиле. Судя по количеству мусора и выезжающих машин, дейстивтельно интересное на этом блошином рынке было уже позади. Те немногие частные продавцы, которые решили в этот предпраздничный день, все же распродать свое имущество, уже разъехались. Особенно обидное подтверждение этому мы нашли на площади сбоку от лоточной улице, где еще было разбито пара столиков со всякой всячиной. Что ж, на этот раз мне с блошиным рынком не повезло. Побродив вокруг площади в поисках метро, мы поехали к Соль.

Соль нам нужен был не как самоцель, а как место, с которого мы хотели начать наши поиски. Наученные горьким опытом прошлого нового года в Цюрихе, мы решили зарезервировать себе заранее местечко в каком-нибудь уютном ресторанчике. Но, увы, Мадрид не Цюрих. Пробиваясь через толпы таких же как мы туристов, ищущих себе место на новогоднюю ночь, мы натыкались либо на закрытые двери, либо на открытые двери, где нам говорили, что ресторан на новогоднюю ночь закрыт. Пробродив таким образом больше часа, и так вот оригинально познакомившись с мадридской ресторанной культурой, мы в отчаянии зашли в какую-то кафешку, потому что уже порядком проголодались, и хотели перекусить, прежде чем продолжить поиски.

В кафешке было на удивление не очень накурено и довольно-таки полно. Все же нам удалось занять целый столик вдвоем. Мы заказали стейк и картошку на двоих и принялись ждать. Неожиданно быстро официант притащил заказанные напитки и совсем незаказанный, но видимо относящийся к закуске хлеб с какой-то красной жидковатой штукой типа аджики в мисочке. Эта штука оказалась настолько вкусной, а мы настолько голодными, что первая порция хлеба ушла за пару минут. Внимательный официант тут же приташил еще и хлеба и аджики. Когда пришла наша еда, второй порции закуски уже не было. Чем проше еда, тем сложнее ее приготовить. Наш стейк и наша печенная картошка (тоже кстати, национальное испанское блюдо) были божественны. Конечно картинка не может передать ни аромата, ни вкуса, ни нежности мяса, но может быть и глядя на картинку у вас потекут слюнки, кто знает.

Покушав, мы поняли, что наелись настолько, что поиски ресторана на Новый Год самоудалились с повестки дня. В худшем случае можно было затиснуться в какой-нибудь бар и напиться коктейлями. Поэтому мы удовлетворенные и умиротворенные (и я даже почти смирившаяся с безбородостью Д.) двинулись на заслуженный отдых в гостиницу, где почистили перышки, поздравились с родителями и повтыкали в немецкие и испанские предновогодние передачи.

Слегка принарядившись (испанцы считают, что в Новый Год на человеке должно быть одето красное белье или хотя бы что-то красное. Впоследствии выяснилось, что именно по наличию красного в одежде можно было безошибочно определить туристов), мы двинулись к площади Соль, где предполагалась большая тусовка. Слегка удивившись полупустому метро, мы решили, что все либо уже либо еще не подъехали. Подходы к площади были тоже свободны. В итоге на площади было хотя и полно, но обещанной и ожиданной толпы так и не появилось. Наверное сработал страх перед очередным взрывом, ведь не зря же взрывалась бомба в аэеропорту за день до этого.

Не хватало нам и привычных взрывов со всех сторон. Хотя пара хлопушек взрывалась то тут то там, но все это не шло ни в какое сравнение с 2004-м новым годом в Берлине, где после празднества использованные хлопушки и ракетницы лежали ровным слоем по щиколотку.

Лично мне относительная тишина в центре Мадрида была даже в чем-то симпатична, однако по прошествии времени (сейчас прошло уже больше трех недель) вся эта мадридская тусовка на Соль кажется просто скучной.

Мы заняли более или менее удобную позицию, с которой было хорошо видно часы на башне главпочтамта (нулевой километр Испании. Именно здесь находится центр страны), мы достали заранее приготовленный виноград и шампансое. В Испании есть традиция, что на каждый удар часов в Новый Год надо съесть по виноградинке, и тогда загаданное желание сбудется. Ну что ж, мы ж не против традиций, поэтому мы заранее купили виноград и разделили его по 12 виноградин в каждый стаканчик. Пока мы разбирались, перед нами вдруг выросли две девицы-гренидира и полностью загородили нам обзор. Д. настолько поразился их размерами, что пришлось его даже сфотографировать на их фоне. Дело в том, что каждая из девиц была как минимум на полторы головы выше Д., короче не меньше 1,90. Дополнительным шиком были пышные парики ярко-красного и ярко-салатного цвета. Впрочем, девочки были сложены довольно пропорционально, имели хорошие фигуры и размер ног в районе 45-го (ну правильно, на маленьких ногах с таким ростом и опрокинуться можно)

Встретив Новый Год, поев виноградинки и побродив от дискотеки к дискотеке, мы решили не задерживаться в центре города и двинулись медленно но целеустремленно к ближайшей станции метро. По дороге мы отчаянно искали улицу и дом Лопе де Вега, которую Д.. вспоминая известный анекдот ну никак не мог пропустить после того, как случайно нашел на карте. Чтобы нам действительно поверили, что такая улица в Мадриде существует, мы прилагаем вещдок (см. http://lyavka.livejournal.com/2007/01/31/)

Новогодний Мадрид мало чем отличается от неновогоднего. В метро было уже в этот ранний час (пол-второго ночи) порядочно народу, в поезде было довольно тихо, никаких диких выкриков, поливания шампанским и общего целования не было.

Новый Год наступил в одном из самых модных и молодежных городов Европы тихо и скучно.